29 Марта 2024 Пятница
 
Концертные залы и площадки

Театр музыкальной комедии им. М. Водяного

Театр музыкальной комедии им. М. Водяного
Город: Одесса
Адрес: ул, Пантелеймоновская 3
Телефоны: (048) 725-04-22, (048) 722-01-62,
касса: (048) 725-09-24
Источник: operetta.odessa.net
 

Схема зала

Музкомедия

 

Начало творческого пути

Коллектив театра начал формироваться осенью 1946 года во Львове, а уже весной 1947 показал свой первый спектакль с символическим названием «Одиннадцать неизвестных». Как позднее говорил М.Г.Водяной, — «Хоть нас было больше, мы все действительно были никому неизвестны. Но вскоре десятки талантливых мастеров узнала вся страна».

Театр с благодарностью хранит память ПЕРВЫХ — режиссера И. Гриншпуна, дирижера Е.Макаревича (долгие годы он будет главным хормейстером театра), художника А.Найдича, балетмейстера А.Опанасенко. В числе исполнителей первого спектакля были Н.Бухарина, Е.Дембская, Д.Козачковский, И.Анипреев, Я.Зорина, Л.Остроумова, С.Уваров, И.Городецкий, Э.Либерро и М.Водяной, который на то время находился не в премьерном составе. Однако вскоре он стал первым актером труппы на четыре десятилетия и одним из лидеров жанра в стране. Самоотдача исполнителей была так велика, их горение столь искренним, что 3 апреля 1947 года Львовская правда написала: «Мы увидели первый спектакль... порадовали его успех и здоровое, хорошее в облике молодого коллектива, что, несомненно, дает ему право на жизнь». Далее последовали «Сильва» И.Кальмана и «Веселая вдова» Ф.Легара, «Майская ночь» А.Рябова и, наконец, «чайка» — «Вольный ветер» И.Дунаевского. Эта первая большая удача на пути освоения современного репертуара, пути, который на десятилетия станет генеральным для театра. В спектакле, поставленном И.Гриншпуном, дирижером Я.Фельдманом, художником Ю.Степанчуком, балетмейстером А.Опанасенко, отлично играли Д.Козачковский, Н.Кочкин, Н.Бухарина, Е.Дембская, Я.Зорина и М.Водяной в роли Стенли. Кроме того, это был блестящий дебют М.Деминой, что положило начало их уникальному дуэту с М.Водяным.

Спектаклей ставили много, по 4-5 в сезон, преимущественно на современную тему, не обескураживая себя неудачами и проходными работами. Ставили и классику: «Принцесса цирка», «Баядера», «Марица» И.Кальмана, «Мадемуазель Нитуш» Ф.Эрве, «Роз-Мари» Р.Стоггарта, Г.Фримля (в этой оперетте в роли Джимми дебютировал Н.Удод). За пультом, начиная с «Сильвы», часто стоял И.Кильберг, который позднее не одно десятилетие будет главным дирижером театра. Спектакли ставили В.Скляренко, Д.Козачковский, И.Гриншпун. Так у театра появился свой зритель, свои почитатели. Пресса писала: «У молодого театра есть свое творческое лицо».

Уже с первых сезонов театр стал гастролировать по Украине. В 1950 и 1952 годах коллектив посещает Одессу, где сразу обретает новых поклонников. Из ценного пополнения труппы следует отметить сразу вошедшего в звездную плеяду отличного вокалиста и темпераментного артиста Ю.Дынова. «Свадебное путешествие» Н.Богословского в постановке В.Пиковского, дирижера К.Бенца и художника Л.Файленбогена — последний спектакль, поставленный во Львове, в котором успешно дебютировала И.Иванова в роли Ольги.
 

Одесская прописка. 50-70 годы

В 1953 году по решению партийного руководства одесский театр Советской Армии отправили во Львов, а Львовский театр музыкальной комедии — в Одессу. Когда в декабре 1953 г. «переселенцы» приехали в Одессу, их уже ждали поклонники. К гостям тепло отнеслись корифеи одесских театров В.Василько, Л.Мациевская, И.Твердохлиб, П.Михайлов и З.Дьяконова. Вскоре в труппу влились и одесские артисты Е.Гловатская, М.Дашевский и А.Сивцов.

Коллектив органично вписался в жизнь города. Большую роль сыграло то, что сам жанр музыкальной комедии близок одесскому характеру. Театр сумел прочувствовать город, его своеобразную атмосферу и воплотить ее в своем творчестве настолько естественно, что вскоре становится одним из символов Одессы.

Первым значительным успехом на этом пути стала «Белая акация» И.Дунаевского, поставленная И.Гриншпуном в самом начале 1956 года. Спектакль показывали на гастролях в Москве. Критики единодушно отдали ему предпочтение перед спектаклем, поставленным столичным театром оперетты, что поистине считалось выдающимся достижением. Советская культура писала: «Свежестью, непосредственностью, озорством веет от него... в непринужденности, веселом задоре прелесть спектакля... опереточные персонажи воспринимаются как живые люди». Музыкальный критик Е.Грошева вспоминала: «Спектакль так понравился тогдашнему министру культуры, что он даже высказал намерение... перевести театр в Москву»!. К счастью для одесского зрителя и самого театра, этот план так и не был осуществлен. Нельзя отрывать Антея от земли, а одесская почва оказалась для театра музыкальной комедии очень плодотворной.

Среди звездных имен конца 50-х- начала 60-х появляются новые: З.Вотинцева, В.Применко, Л.Сатосова, С.Крупник… Коллектив упорно работает над постановками. Только за два первых десятилетия своего существования, театр поставил 85 спектаклей.

Кратко вспоминая страницы истории, следует сказать добрые слова о первом директоре М.А.Подшибиткине, вынесшем на себе трудности организационного периода, и конечно же о Д.М.Островском, преданно служившем одесской оперетте на протяжении трех десятилетий.

Расцвет театра в 60-70-е годы связан с именем главного режиссера М.Ошеровского, прославившегося первыми постановками зарубежных и советских мюзиклов. Сегодня театр практически отказался от так называемого советского репертуара, который ранее являлся основой его творческой жизни. В спектаклях того времени, театр не лукавил, стараясь говорить о жизни и утверждать гуманистические идеалы.

 

Молодые голоса. 70-80е

При М.Ошеровском в труппу влилось новое поколение артистов, среди которых Ю.Осипов, Э Силин, С. Валовая, А.Пославский, а также выпускники курса, которым руководил режиссер в Одесском театральном училище: В. Фролов, В.Фролова, В.Барда-Скляренко, В.Валовой и Г.Жадушкина.

В конце 70-х, начале 80-х, благодаря инициативе М.Водяного в театр пришли молодые талантливые артисты: выпускница училища им. Гнесиных Т.Тищенко, выпускники ГИТИСа. Н.Завгородняя, А.Семенова, Н.Завгородний, С.Ковалевский и другие. А Ю.Осипов возвращается на позицию ведущего солиста.

Трагичным для театра стал безвременный уход из жизни в 1987 году его лидера — Михаила Водяного, сразу после огромного успеха мюзикла «Скрипач на крыше» Дж. Бока (реж. Эдуард Митницкий), где Мастер создал глубокий драматический образ молочника-философа Тевье.

 

Новые горизонты. 90-е годы

Период с 1987 по 1990 годы под руководством главного режиссера Юлия Гриншпуна, сына одного из основателей театра И.Гриншпуна, был отмечен постановками остросатирических комедий «Слон» В.Гроховского, «Женихи» И.Дунаевского, «Мафиози» М.Новака, а также оперетт «Баядера» И.Кальмана и «Великий Микадо» А.Салливана (Первый приз всесоюзного фестиваля театров оперетты).

90-е годы стали для театра годами творческого поиска. С труппой работали многие известные режиссеры. Особым зрительским успехом пользовались спектакли-ревю «Карнавал на Французском бульваре» и «Фолк-шоу» в постановке Алексея Якубова, «Бал в честь короля» (реж. М.Лич), классические оперетты в постановке Б.Рябикина, мюзиклы «Трехгрошевая любовь» (реж. Э.Митницкий), «Кабарэ» Д.Кендера и «Игра, идет игра!» А.Колкера (реж. В.Стрижов). Среди молодых артистов лидируют О.Оганезова, А.Ахметова, П.Коломийчук, В.Кондратьев, С.Лукашенко…

В 1995 году театру было присвоено имя выдающегося артиста театра и кино, народного артиста СССР Михаила Григорьевича Водяного.

 

Современный театр.2000–е годы

Новую страницу в истории театра открыла постановка рок-оперы «Ромео и Джульетта» Е.Лапейко (2002г.). Зазвучали новые ритмы, стали использоваться новые сценические эффекты и технологии, а в труппу вливается новое поколение талантливых молодых артистов. Художественными событиями стали постановки двух, совершенно непохожих по творческому почерку, режиссеров – одесситов, заслуженных деятелей искусств России, ныне живущих и работающих в Санкт-Петербурге: Георгия Ковтуна ("Ромео и Джульетта", "Кентервильское привидение", «Силиконовая дура») и Владимира Подгородинского ("Веселая вдова", "Хелло, Долли!", "Дон Сезар де Базан", "Целуй меня, Кэт!", "Безымянная звезда", "Жирофле-Жирофля", «Первая любовь Дон Жуана»).

Успешно возглавляют этот большой коллектив административные и творческие руководители: директор театра — заслуженный работник культуры Елена Редько, главный дирижер Аркадий Певцов, главный балетмейстер — заслуженный деятель искусств Украины Игорь Дидурко, главный хормейстер – заслуженный деятель искусств Украины Юрий Топузов, главный художник – заслуженный художник Украины Станислав Зайцев.

Многолетние творческие заслуги коллектива были достойно оценены. В 2006-м году театр получил статус академического. А в 2007-м Одесская музкомедия праздничным шоу-обозрением отметила свое 60-летие.

На сегодняшний день репертуар театра содержит спектакли практически всех направлений и жанров музыкального театра, от классической оперетты до рок-оперы, разновидности мюзикла — от бродвейской классики до мюзикла-детектива и мюзикла в стиле джаз. Это классические оперетты — «Марица» И.Кальмана, «Летучая мышь» И.Штрауса, «Веселая вдова» Ф.Легара; «Жирофле-Жирофля» Ш.Лекока, мюзиклы «Моя прекрасная леди» Ф,Лоу, «Дон Сезар де Базан» Е.Ульяновского, «Целуй меня, Кэт!» К.Портера, «Хелло, Долли!» Дж. Хермана, «Свадьба Кречинского» А.Колкера; «Обнаженная любовь» М.Самойлова, спектакль «Бал в честь короля», посвященный памяти Михаила Водяного, спектакли для детей.

Огромной популярностью на сцене театра пользуется рок-опера «Ромео и Джульетта» Е.Лапейко, молодежную аудиторию собирает также мюзикл «Кентервильское привидение» А.Иванова. Мюзикл «Безымянная звезда» М.Самойлова был признан лучшим спектаклем среди одесских театров в 2006 году.

По итогам 2008 года народные артисты Украины Ольга Оганезова и Владимир Фролов стали лауреатами ежегодного городского конкурса «Твои имена Одесса», за роли Дон Жуана и Командора в мюзикле «Первая любовь Дон Жуана» М.Самойлова.

Знаменательным событием 2009 года стала постановка скандального современного мюзикла «Силиконовая дура» А.Пантыкина.


В 2010 году театр порадовал своих зрителей двумя премьерными спектаклями: восстановленной версией бродвейского мюзикла Кола Портера «Целуй меня, Кэт!» в постановке Владимира Подгородинского и мюзикла для всей семьи «Бременские музыканты» молодого московского режиссера Николая Покотыло.


Всего коллектив театра, с учетом талантливой и творческой постановочной части, насчитывает 340 человек. Новое здание театра построено в 1981 году, по проекту одесского архитектора Г.Топуза. Вместимость зала составляет 1200 мест. Сегодня это одна из самых современных и технически оснащенных театральных площадок Одессы.

Концертый зал Театр музыкальной комедии им. М. Водяного
Город Одесса, ул, Пантелеймоновская 3
Отзывы о концертной площадке Музкомедия (Театр музыкальной комедии им. М. Водяного) в городе Одесса
Отзывы Оставить отзыв
 
Оставить отзыв