В лучших традициях 70х - группа "Stoned Jesus"
«Stoned Jesus играют винтажный рок в лучших традициях 70х, черпая вдохновение не только из тяжелого блюза, раннего прогрессива и классической психоделики, но и даже из гранжа, стонера и пост-хардкора 90х. Название проекта отдает шутливую дань существующим думерским клише, но музыка более чем серьезна. Дальше - больше.»
Интервью с группой прошло в очень дружественной и тёплой атмосфере. Кто бы мог подумать, что такие яркие брутальные бунтари на самом деле окажутся очень милыми и душевными ребятами? Добродушный вокалист – Игорь – постоянно смеялся, шутил и подкалывал своих товарищей, а ещё создавал впечатление большого папочки, который прощает мелочи, но за серьёзные вещи может и ремень достать. Тихий и очень спокойный басист с обворожительной улыбкой – Сид – редко говорил, но всё время держался в струе беседы. Светлый и улыбчивый драммер – Вадим – часто вставлял реплики и веселился. И, конечно же, ребята рассказали много интересного, не особо стесняясь в выражениях.
Первая демка появилась в начале 2009, когда Игорь (Krobak, Funeral of the Sun, Voida, Arlekin) решил попробовать свои силы в более тяжелой музыке. С появлением второго демо жанр проекта окончательно оформился - это был монолитный стоунер-дум в лучших традициях Black Sabbath, Sleep и Electric Wizard. Название проекта отдает шутливую дань существующим думерским клише, но музыка более чем серьезна. Осенью 2009го сформировался первый состав, записавший дебютный альбом »First Communion» (несмотря на активную концертную деятельность в течение всего 2010го).
- Откуда пошло ваше название? Почему именно Stoned Jesus?
Игорь - Ооо, это хороший вопрос. Вообще, изначально, так как проект был связан со стоунером, а стоунер переводится как «укурыш». Я почему-то решил сделать название, которое максимально бы подкалывало, высмеивало клише этого жанра. Жанр сам по себе очень такой психоделический, глубокий, но при этом местами очень примитивный и даже смешной, и поэтому изначально называние было Stoned Jesus from Outer Space. Как у этих ужастиков середины пятидесятых, которые сняты на чёрно-белу плёнку, и люди тогда просто кипятком писали в кинотеатрах, а сейчас т их смотришь и думаешь ЭТО ДАЖЕ НЕ ГРИМ, вот эта какая-то Годзилла на верёвочке – это даже не смешно, не то, что страшно. И поэтому первоначальное название было таким. Но оно оставалось буквально несколько недель, потому что я потом понял, что тогда будет и к музыкальному материалу соответствующее отношение. Типа, а ,это группа пародия, они играют пародию на стоунер, мы не хотим играть пародию. Ребята из шотландской группы Mogwai говорят, что для нас всё несерьёзно, кроме музыки. И тут тоже самое, я мог, к примеру, оставить смешное название, потому что меня не заботит ничего кроме музыки, но решил сократить название до какого-то, пускай клишированного, но оно не вызывает хотя бы нездоровый смех «Аххха, это эти ребята».
- Как вы сами характеризуете свой стиль музыки?
Игорь - Ну, изначально Jesus начинался как проект, который где-то плавал в мутных океанах стоунера и дума, и я как-то старался максимально залезть в жанр и вытащить оттуда самое интересное, поиграв какими-то жанровыми клише, стандартами. Так что какое-то время мы себя хорошо чувствовали в таком жанре, но со временем как-то отошли от таких стандартов как, к примеру, песня на три бита на пятнадцать минут и в данный момент стремимся более к песенной структуре. В настоящем времени наш жанр, думаю, можно охарактеризовать как нечто на стыке hard-rock, progressive-rock и psychedelic-rock.
-А какую вы музыку вообще сами слушаете, вообще каждый из вас?
Вадим – Ну, раньше я был ограничен в жанрах, слушал что-то узкопрофильное.
Игорь – Здравствуйте, я Вадим, мне 24 и я был ограничен в жанрах. =))
Вадим – Сейчас я вот тоже уже перерываю наугад музыку. Последнее время я сейчас слушаю маткор, блек. Mastodon – последний альбом. Пост метал, тёмную романтику. В последнее время, если брать по стилю, то я по … злой мрачной музыке.
Сид – Ну, я вообще не знаю. У меня часто поднимается вопрос, что слушать. Короче, да, я слушаю всякую модную хипстеркую фигню, ага-ага. Да, я Сид, мне 24 и я хипстер. =))
Игорь – Не бывает хипстеров в 24, если ты хипстер в 24 – ты полный лузер =))
Сид – Окей! Мне 22 и я лох =))) А если серьёзно, я всякую хипстерскую модность я разбавляю всякими злыми штуками , вот всякие ребята помогают иногда. У меня много друзей, которые кричат «Эй, друг, тут есть новая вкусная штука – надо слушать!». Да и сам, как Игорь сказал, ищу всё новое.
Игорь – Ну, я очень много чего слушал. Я когда-то дико угарал по прог-року. Это у меня был такой юношеский бунт. То есть, все в 13-15 лет слушают какую-нибудь мазафаку или панк-рок, какие-то короткие грубые песни. У меня было наоборот – я слушал прог-рок, я слушал 20ти минутные, навороченные песни. Но я потом понял, что это юношеский максимализм, меня немного попустило и я начал расхлёбывать все эти тромбы в голове, которые у меня накопились после прослушивания прог-рока. То есть, я начал привыкать к тому, что песня хорошая может быть и меньше 20 минут, почему бы и нет. На самом деле, с тех времён у меня тоже сохранились два критерия, по которым я оценивал музыку. Собственно, два критерия, по которым я пишу и оцениваю музыку – это мелодичность, мелодия должна оставаться в голове и необычность. Тоже что я пишу, такую же музыку я и люблю слушать. Не надо музыки, где дикари кричат и бегают с железными палками, микрофонами, стучат ними друг друга по голове и выкрикивают что-то. Просто хочется, чтобы песня был не такой, которую ты слушаешь и понимаешь, что там будет дальше и что будет в конце альбома и ты альбом даже не дослушиваешь – удаляешь. А хочется, чтобы она как-то цепляла. Ну и, наверное, третий очень важный критерий, по которому я оцениваю музыку – это эмоциональность. То есть, не обязательно какой-нибудь эмо-корчик, а именно эмоциональность в том плане, что я должен сопереживать лирическому герою, я должен болеть за него. Я должен болеть вместе с ним. И вот я как-то по грустняшкам. Мне очень нравится такая грустная душевная музыка. Вот я сижу сейчас на таких ребятах, как Ник Дрейк, Леонард Коэн, Тим Бакли – вот просто человек входит с гитарой, поёт и у него там целая история разворачивается. То есть, это не «изгиб гитары… жопой я обнимаю нежно», а это... у нас другая традиция бардовская – эти ушанки, шапки, лыжи – сели у костра, попели. Ну, мы другая страна – у нас другие традиции. А там всё это идёт от английских бардов , от средневековья, от эпики и всего такого. У них это как-то более органично слушается. И вот я такую музыку в последнее время очень люблю слушать. Потому что, вот если какие-то проблемы на репетиции, работе и так далее, а ты пришёл домой, включаешь такую музыку и «аххх»
- Какие у вас планы на ближайшее будущее?
Игорь - Планы на ближайшее будущее? Мы вот в Москве записали альбом, в который вошёл трек, записанный этой осенью и ещё несколько треков, которые мы будем презентовать сегодня, играть в Бинго. Для такого широкого круга публики они будут сыграны, можно сказать, впервые. Альбом будет дозаписываться и сводиться этой осенью, мы планируем выпустить его в начале следующего года. Скорее всего, на каком-нибудь европейском или американском лейбле, который специализируется на психоделическом роке, на старом роке, на стоунере. Потому что лейблов сейчас таких немало и хорошими группами они всегда интересуются, и им по барабану, откуда группа - из Украины, не из Украины - если она хорошо играет, то ей заинтересуются, и я думаю, у нас есть все шансы.
- Как вы относитесь к пиратству. Воровство музыки, воруете ли вы музыку? И как вы относитесь к размещению композиций в интернете?
Игорь - Я лично отношусь максимально положительно.
Вадим – Я ворую музыку!
Игорь - Да, он у нас ворует музыку! Я лично отношусь максимально положительно, потому что сейчас меняются времена, меняется носитель информации.
Вадим - Новый век, новые законы, новые подходы к информации. С одной стороны можно меньше заработать на этом, но с другой стороны больше людей могут услышать группу.
Игорь - Вот, к примеру, на нашу фейсбук-страничку пишут люди из Индонезии: «Оооо, мне понравилась ваша песня!» Например, в восьмидесятых, когда были пластинки, кассеты и бобины, я не думаю, что нам писали бы люди из Индонезии, что им понравилась песня. Да, как бы интернет, который сейчас стал основным носителем информации – тут палка о двух концах. С одной стороны ты можешь найти любую музыку, и любая музыка может тебя найти, с другой стороны это непаханое поле для всяческих таких проектов низкого пошива, которые раньше никуда бы не выбились. А сейчас записали трек, выложили в интернет - им друзья налайкали, накликали, и всё они уже куда-то пробились, что-то с ними произошло.
А что касается заработка, связанного с музыкой… мы не питаем по этому поводу никаких иллюзий. То есть у нас такая ситуация сейчас складывается в группе, что люди работают на нормальных работах, поэтому музыка для нас – это такое дорогостоящее хобби. А зарабатывать с ей помощью можно такими альтернативными способами, как те же Radiohead, которые выложили в интернет альбом и предлагают за него заплатить, сколько не жалко. То есть сейчас единственная нормальная возможность заработать музыкой – это концерты.
Бас - Фанаты всегда что-то собирают. Кто-то собирает пластинки виниловые, кто-то диски, футболки..
Игорь - Да, дело даже не в том, что именно гонорар за концерты, иногда его просто нет. Мы вот уже откатали два тура, за неполных два года существования группы, и оба тура были отыграны по схеме «мы вам оплачиваем проезд и обеспечиваем ночлег». То есть не было никаких гонораров. Но мы возим с собой те же диски и футболки, и на них хотя бы немного отбиваем себе на еду, на бензин, на покутить, на какие-то приятные впечатления. А диски сейчас, да, во многом уже покупают как фетиш, то есть альбом уже давно скачанный на жёстком диске и человек себе покупает диск и ставит его на полочку, даже не распечатывая.
- Что вы ощущаете, когда вы выходите на сцену?
Вадим - Ну... Сначала боялся, а теперь просто мне это нравится. То есть, ажиотаж во время выступления. Мы две недели не играли, а потом пуфф! - я пошёл на концерт … увидел сцену и у меня сразу как-то даже дрожь по телу, сразу желание такое - блин надо играть, надо выступать, репетировать.
Игорь – Вообще да, большие перерывы делать опасно. Вот у нас был концерт в конце мая в Киеве, потом мы всё лето репетировали, делали новый материал, отдыхали. И следующий концерт после этого был в Москве через три месяца. И мы три месяца, получается, не появлялись на публике, и очень было сцыкотно, реально. Когда выходишь на сцену и надо что-то делать, а ты думаешь «ааааа, столько не играли, а новые песни, а понравятся они или нет, а вдруг что-то пойдёт не так». Но оно всё лечится, если постоянные репетиции и концерты, то, в принципе, никакого страха перед сценой не испытываем. Наоборот как-то даже. Вот, к примеру, на той же репетиции недавно - большое пустое помещение, где играем только мы трое. Доиграли песню и подсознательно ждёшь, что сейчас «ааааааа!» аплодисменты, крики … а никого нету! И это как, ну, пардон, как разница между сексом и онанизмом, то есть энергия впустую выброшена и ты такой еле отдышался, смотришь вперёд, а в комнате кроме тебя находятся ещё вот эти двое обалдуев, и они тоже на тебя так смотрят, и такие «чё дальше играем?»
- Представьте, что окружающие о вас ничего не знают, что бы вы могли рассказать о себе?
Игорь – Ну-ну, как вы видите нашу группу?
Вадим – Именно группу..мммм…
Игорь – аахххха, всех сподвиг… диктатор-вокалист…
Вадим – Тебе именно про диктатора рассказать?
Игорь – Нет! Давай хорошее!
Вадим – Команда, где тёплые хорошие отношения. Когда ты приходишь в коллектив, который уже существовал до тебя. Естественно, пройдёт время, пока ты втянешься.
Игорь – Просто ситуация такая, что чуть меньше года назад сменился состав. То есть из состава остался я. И в группу пришли Вадим и Сид, драммер и басист. То есть, произошло не совсем вливание, как рассказывает Вадим, а скорее формирование всего заново. Заново учились играть вместе. Мы откинули 90% того материала, который был написан с той группой, с тем составом. В общем-то, мы всё строили заново и это было гораздо интереснее, потому что на тебе не висят какие-то старые обязанности, клише. Тебе не обязательно выходить и играть те старые три песни, которые всем всегда нравились. Потому что всё - сменился состав, новые люди, новый подход, новое время. Мы имеем право заниматься тем, чем мы хотим, мы не хотим идти у кого-то на поводу и разрабатывать то, что нам уже полгода как неинтересно.
А что касается группы, как бы я группу описал в нескольких словах, ну я вот сам когда пишу материал… Вот раньше там какими-то критериями было там «шоб качаааааало, шобы песня двацть минууут», чтобы ощущалась какая-то психоделичность. А сейчас я понимаю, что два основных критерия, это чтобы песня была действительно песней, то есть, чтобы её можно было напеть . После того, как ты проснулся, а она в голове у тебя играет – вот, чтоб так было, хит-мейкерство чтоб случилось. А второй критерий, это то, что песня должна быть не скучной, она должна в себе что-то нести, то есть вот нас часто любят подкалывать, что Stoned Jesus – десятиминутные песни. Я никогда не напишу песню на десять минут, чтобы поставить её в плеер и увидеть, «аааа, ооо, 10 минут!». Хронометраж каждой песни чем-то обусловлен, у каждой песни своя структура. У нас есть несколько пятиминутных песен, одна даже есть двухминутная. В общем, конечный результат – это мелодичность и разноплановость. Ну и, конечно, чтоб нам самим нравилось. Когда тебе самому оно не в кайф, то зачем оно вообще нужно.
- А почему сменился состав группы?
Игорь – На самом деле причина максимально тривиальная. Наш первый драммер - он вообще не по такой музыке. Ну, как я изначально говорил, Stoned Jesus создавался в клише стоунера и дума, как дань уважения Black Sabbath, и другим старым эпичным и немножко пафосным командам. И драммер наш первый он как бы шарил сущность музыки. Он до этого играл во всяких мазафакерских группах и хорошо понимал это качалово и всё такое, но это была не его музыка абсолютно и изначально у нас был с ним договор в таком духе, что «Игорь, я попробую». И вот он примерно год попробовал. Первый концерт мы сыграли почти два года назад, 17 октября, и на следующий год где-то в середине октября, он сказал, что я попробовал, было прикольно, но я решил уйти. А с басистом всё немного сложнее, потому что он живёт не в Киеве. Мы с ним одно время тусили вместе, снимали квартиру на Нивках. Там были всякие угары, вписки и прочие радости беззаботной юношеской жизни. Мы были именно такой богеееемой, которая живёт на первом этаже. У нас не было работы, мы там жили на какие-то… ну, Коле деньги мама слала, я подрабатывал - раздавал листовки. Мы жили на там на одну упаковку Мивины в неделю, постоянно срались, кто не помыл после себя посуду – примерно тогда сформировался костяк Stoned Jesus. Мы репетировали – вот сидишь там на каком-то диване, комната не отапливается, ты в какой-то куртке, сидишь и на акустике играешь свою партию, а Коля с неподключенным басом , потому что некуда его подключать! Нету аппаратуры! Коля стоит и играет бас. Но так как Коля из Житомира у него начались некоторые финансовые трудности, ему пришлось уехать и весь этот год он наездами был. Очень сложно было. Мне тоже приходилось уезжать к себе на малую родину - в Луганскую область. И мы вот так как-то, то через интернет спишемся – у меня до сих пор где-то лежат видео-файлы, где видно часть меня в ночнушке, гитару и как сижу и показываю Коле «так, а вот здесь мы играем это». И это сложно, очень сложно, потому что группа должна быть группой. Я очень завидую группам 70х – 80х, которые, знаете, были такими настоящими группами. Они не сидели всё время в офисе, а потом два дня репетировали, им всё оплачивал лейбл, они снимали какой-то дом для записи, для репетиций, для прогона материала – у нас не было такого. Мы переписывались по интернету, потом съезжались в Киев, неделю репетировали, две недели были в туре и разъезжались. Это сложно. И когда я перебрался в Киев на ПМЖ, то Коля сказал «чувак, я так больше не могу, мне нужно найти работу, решить как-то что-то со своей жизнью». Вообще, когда настоящая жизнь врывается в музыкальную жизнь – иногда вообще неудобно! Какие-то работы, девушки, поиски квартиры у кого-то. И когда в мир твоих иллюзий, положительных эмоций, которыми ты поглощен, врывается реальность… ну, это тоже самое, как когда ты едешь в маршрутке и думаешь, а вот после этого сыграем вот это, а потому тут будет припев, или не-не, здесь соляк нужен, и тут тебе таким противным голосом «передааайте за проезд». И так же реальная жизнь врывается, когда там «найди работу, а то сидишь, на гитаре брыньчишь целый день». Так что причины смен состава самые тривиальные. Так получилось. То есть, мы расстались друзьями.
- И напоследок. Что б вы пожелали своим слушаетлям?
Игорь - Хотелось бы пожелать меломанам… ну.. что ли, больше копать. Искать. Найти и не сдаваться. Найти и перепрятать. =))
Сид - Потому что, вот современная музыка, как говорил Игорь, что каждый человек делает два аккорда и выкладывает в сеть. Просто потом меломанам нужно прослушивать всё это, проверять, отсеивать. Проходит там месяц два и думаешь, что да ну его, буду слушать музыку, которая мне нравится и всё. На самом деле, много хороших музыкантов, много хороших групп.
Игорь – То есть да, часто сталкиваешься с таким подходом, что человек говорит «да я всё уже слушал, всё уже знаю, мне это не интересно. Да вообще, в музыке всего семь нот» - хотя на самом деле их 12 – «всё уже сыграно в 70х, вы не знаете за какую сторону гитары держаться». На самом деле, такие критерии как новаторство в музыке для меня перестали что-то значить лет в 16, наверное. Потому что, если музыка тебя цепляет эмоционально – тебе по барабану новаторская она или нет. То есть можно слушать какой-то авангард, можно слушать фри джаз, можно слушать какой-то рок эн оппозишн, и при этом не ловить кайф от музыки, хотя музыка ж будет новаторская все 100% - какие-нибудь академисты сидят и задрачивают тебя какими-то сложными размерами, или какими-то гипер-аккордами. Блин, должно быть что-то, что тебя трогает, и в этом плане я хотел бы пожелать именно меломанам – копать. Потому что они остановятся на двух-трёх группах и всё. Ребята, вы же свои две-три группы тоже когда-то открыли, к вам же не пришли Led Zeppelin в дом, не постучали и не сказали «Игорь Валерьевич, я бы хотел сыграть для вас песню Stairway to heaven – послушайте, пожалуйста». Не было такого! Вам кто-то когда-то открыл – вам понравилось, почему нельзя представить, что вам ещё что-то откроют ещё что-то понравится. Мой лично подход – потому что знакомые меня тоже часто подкалывают, что я прослушиваю просто гигабайты музыки в месяц, причём там самых разнообразных жанров - но мне вот интересно копать. Когда ты копаешь девять альбомов и сидишь их и удаляешь по прослушивании. А потом ты находишь такой десятый, с которым ты ходишь месяц, с которым ты ходишь год. Вот у меня на плеер есть группа, которую я слушаю три года. При том, что я в месяц прослушиваю по 10-20 каких-то альбомов и три года – это, сами понимаете, какой-то срок. Я их тоже так нашёл. Я их взял и нашёл. Всё, они не приходили ко мне домой. И потом, чем больше человек будет знать – предупреждён, значит, вооружён – то есть, он уже заранее будет знать, а вот это я уже не буду слушать, потому что мне не понравилось. То есть у него будут сформирован вкусы. И это помогает утрясению какой-то категоричности, я не призываю вообще к какому-то снобизму по типа «это я слушаю, а это я не слушаю, тут два аккорда, я это не люблю» - нет. Но это тоже самое, как разговаривать с человеком, который за всю жизнь прочёл две книги – Букварь и синюю. Другое дело, если ты общаешься с кем-то, кто прочёл хотя бы Букварь, синюю и жёлтую осилил – с ним же ж интересно общаться. И соответственно, музыканты, которые будут дальше появляться, они ж сначала были чукчами-читателями, а потом стали чукчами-писателями. А если ты такой чукча-читатель, что осилил только Букварь и синюю… что-то я глубоко в метафоры ушёл, ну надеюсь, всё понятно. Можно потом это назвать «разговор о чукчах»
Оставайтесь на волне =))
Айя Морган.
Фото: Васильев Александр Валерьевич