METALLICA Отцы-молодцы
Ожидание Metallica в Москве было чрезвычайно волнительным: а ну как концерт отменится и отцы-основатели застрянут где-нибудь в Европе в связи с негодным исландским вулканом? Слухи заполонили Интернет: Metallica летят на самолете, Metallica едут на поезде, Metallica еще не приехали, Metallica уже приехали…
Они приехали, несмотря ни на что: главную хэви-группу всех времен и народов никакой вулкан не остановит. Два московских концерта убеждают даже самых отъявленных скептиков – пороха в пороховницах у американского квартета хватит еще на долгие годы, эту песню не задушишь, не убьешь.
Организован концерт был весьма и весьма непривычно: вся огромная "чашка" "Олимпийского" оказалась открыта полностью, правда, билеты на трибуны все равно продавались ровно на одну половину зала. Потому со сцены, вероятно, картинка открывалась неоднозначная: с одной стороны - до отказа забитые сидячие места, с другой – только беснующийся танцпартер, за которым – пустое пространство. Так ведь можно и о плохих продажах подумать! Но, что сделано, то сделано, стараемся не смотреть на пустые сидячие места, а просто слушаем музыку и внимательно следим за происходящим на сцене.
Разогревали публику Gojira и Fear Factory, которые, с одной стороны, удивили правильно скомпонованными энергичными сетами и расстроили глухим, нечетким звуком. Оставалась надежда на то, что это – всего лишь разогрев, а вот отцы как выйдут, так и грянут по-взрослому. Ожидания были недолги: как только Fear Factory покинули сцену, техники немедленно выкатили на подиум барабанную установку Ларса Ульриха (Lars Ulrich), и стало ясно, что отсчет до главного момента вечера пошел на минуты. Так оно и вышло: вспыхнули лазеры, сцена заискрилась огнями, и весь стадион издал единый мощный вопль: гром барабанов возвестил о появлении главных монстров металла!
Они четко разделили "сферы влияния" технично перемещаясь по сцене, так, чтобы каждый сектор стадиона усмпел полюбоваться то на Джеймса Хэтфилда (James Hetfield), то на Кирка Хэмметта (Kirk Hammett), то на Роберта Трухильо (Robert Trujillo). Ларс Ульрих был и так виден всему стадиону – его барабанная установка возвышалась ровно в центре и вращалась на каждой новой песне, так что оценить ураганную технику Ларса все смогли в мельчайших подробностях.
Начали с новых песен: все-таки тур проводится в поддержку "Death Magnetic", так что без свежака никуда: "That Was Just Your Life" и "The End Of The Line" пришлись как нельзя кстати, чтобы публике стало ясно: Metallica в великолепной форме. Уже ко второй песне звук отстроили на все сто – вокал Хэтфилда читался четко и ясно, он стал петь, даже по сравнению с туром 2007 года, еще чище и выше, теперь к утробному реву прибавились и обертона, спетые открытым звуком.
Но, конечно же, построить программу на одних только новых вещах невозможно – фанаты не простят. И Хэтфилд, плотоядно ухмыльнувшись, заявляет: "Что, хотите старенького?" - и под одобрительный рев многотысячного стадиона на публику падает мощный рифф "For Whom The Bell Tolls", в котором сам себя превосходит Трухильо – они с Ульрихом под финал песни начинают сознательно убыстрять ритм-партию, так что финальные пассажи играются с запредельной скоростью. Но и это не предел возможностям музыкантов – Джеймс ревет в микрофон: "Gimme fuel, gimme fire, gimme that what I desire!" – сцена взрывается факелами, жар которых достигает трибун, и Metallica не дает ни малейшей передышки: "Fuel" играется раза в полтора быстрее, чем на пластинке "Reload". При этом Хэтфилд ни разу не сбивается в припеве-сгороговорке, а Хэмметт успевает импровизировать в соло-партии, поливая публику свинцовым дождем из тридцать вторых нот.
Над сценой периодически то поднимаются, то опускаются четыре огромных гроба, подобных тому, что изображен на обложке "Death Magnetic" – но эту зловещую вакханалию вдруг прерывает одинокий луч прожектора, выхватывающий из темноты Хэтфилда с акустической гитарой. Джеймс начинает играть перебор, всем знакомый с детства. "Fade To Black" с пронзительными гитарными "перекличками" Кирка и Джеймса зажигает на трибунах тысячи огоньков, но зрители понимают, что эта баллада не последняя, главное впереди, надо бы приберечь газ в зажигалках.
"Мы привезли вам новый альбом, Death Magnetic," - напоминает Хэтфилд, - "Поэтому мы сыграем еще одну новую вещь, которую посвящаем всем нашим фанатам!". Вслед за этими словами следует плотная и жесткая Broken, Beat And Scarred, в которой снова чудеса владения басом демонстрирует Трухильо, а вот Ларс, наоборот, несколько раз сбивается, но публика, кажется, этого не замечает. Все в нетерпении ждут основных хитов – концерт приближается к своему экватору.
И отцы не обманули! "Мы все – одна семья!" – возвещает Хэтфилд. – "И наши братья Gojira и Fear Factory, которые играли для вас в начале сегодняшнего шоу – они тоже наша семья, семья Metallica! Поэтому следующая песня посвящается им!". Восторженный зал внимает яростной "Sad But True", которую сменяет еще один мегахит "Wherever I May Roam". После очередного барабанного грома короткое соло на басу играет Роберт, а затем вновь взвивается гитара Кирка – начинается "Welcome Home (Sanitarium)", которая переходит в жесткий ритм "All Nightmare Long".
Неожиданно сцена погружается в темноту – и вновь вспыхивают разноцветные факелы, возвещающие о том, что настало время главных хитов. И вот тут-то наконец все, кто еще не успел сорвать голос, окончательно добивают собственные связки: сперва Metallica обрушивают на публику рифф "One", а затем дьявольский хохот Хэтфилда и гремящая гитара Хэмметта начинают "Master Of Puppets", припев которого Хэтфилд даже не думает петь – "Master! Master!" ревет весь стадион без исключения.
Под еще один залп факелов играется быстрая "Fight Fire With Fire", а затем Джеймс предоставляет сцену Кирку, который, немного вальяжно прохаживаясь по сцене, играет короткое соло, переходящее в ми-минорный перебор, который каждый гитарист хоть раз да играл – начинается "Nothing Else Matters". Правда, ее несколько загоняет Ларс, изначально взявший на барабанах слишком быстрый темп (Ульрих вообще довольно сильно "гонит" песни), и в результате во втором припеве происходит довольно неприятная ритмическая сбивка, которую спасает Трухильо, четко отыгрывающий басовую линию. Но – темп задан, и обороты сбавлять нельзя: "Enter Sandman", еще один хит с "Черного альбома" завершает основную программу. Metallica уходят со сцены, чтобы вернуться через несколько минут.
"В этой части концерта мы обычно играем песни групп, которые так или иначе на нас повлияли. И сегодня мы сыграем вам песню The Misfits" - объявляет Хэтфилд, и музыканты шарашат дикую "Die, Die My Darling", которая звучит еще агрессивнее, злее и намного тяжелее, чем даже на "Garage Inc.". После нее следует не менее быстрая "Hit The Lights", и Metallica выходит на поклоны. Джеймсу передают из публики российский флаг, которым он накрывает барабанную установку, а Ларс выхватывает у зрителей ушанку, которую немедленно водружает на голову Хэтфилда.
"Я хочу, чтобы последнюю песню вы спели вместе с нами!" – заявляет Хэтфилд. – "Я хочу видеть вас всех, всю семью Metallica! Зажгите свет!" Свет зажигают, и даже те, кто под шумок начал подтягиваться к выходу, возвращаются обратно. "Я скажу всего три слова", - ревет Хэтфилд. - "Seek and Destroy!". Зал ревет в десятки тысяч окончательно охрипших глоток, но все-таки подпевает в рефрене. А в середине песни небеса разверзаются, довершая музыкальный апокалипсис: из-под потолка в публику летят десятки черных надувных шаров с логотипом Metallica. В результате финал концерта превращается в импровизированный футбольный матч, где вся четверка музыкантов минут десять пинает в публику шарики и охотно разбрасывает медиаторы. Параллельно каждый из четверых говорит пару благодарственных слов в микрофон. Обнадеживает всех Ларс: "Мы еще, вашу мать, приедем к вам в следующем гребаном туре, а пока что – до завтра!" - заявляет он, ничтоже сумняшеся в том, что большинство из тех, кто купил билет на первый концерт, непременно придут и на второй.
Собственно, определенный смысл в этом был – сет-листы обоих дней существенно различались: 25 апреля публику порадовали "Unforgiven III", "Creeping Death", "Cyanide" и еще несколькими песнями, которых не было в сет-листе первого дня. Но даже у тех, кто пришел только лишь на один концерт, никаких сомнений не осталось: мы видели одно из лучших шоу этого года. Отцы-основатели не подвели.
P.S. Уже на выходе из "Олимпийского" меня обогнала молодая парочка. Мальчик, одетый в майку с оскаленной физиономией Хэтфилда, усиленно размахивая руками, вещал своей спутнице: "Конечно, надо брать билеты на завтра! Обязательно! Ты же пойми, он не Таня Буланова какая-нибудь, чтобы одно и то же фигачить каждый день! Это же - искусство!"
С ним нельзя было не согласиться.