Концерт БГ и Аквариум Одесса 02.08.2015 (Ты слышишь стук сердца ...)
«Ты слышишь стук сердца - это коса нашла на камень…»
Месяцы ожидания и пустых тревог - волнений позади: концерт Бориса Гребенщикова в Одессе (клуб «Пляжник») состоялся 02.08.2015. Кумир уехал, оставив длинный шлейф из сладостных воспоминаний и впечатлений о визите «Аквариума» в город, имеющий особенное расположение под звездами. Старый дракон созерцает древнее зеркало Черного моря…
…Разморило мою Одессу на шезлонге, под палящим солнышком, загорает на песке, окунает пяточки в прохладные воды уже более двух столетий…
Пролог. «Звезды - наверху, а мы здесь - на пути..»
Сажусь за свой столик, вглядываюсь в лица вокруг. Людской поток стремительно заполняется пространство вокруг меня. Часть оседает на подушках кресел за соседними столиками или же берут в оборот ряд столиков - близнецов напротив. Но, в основном, люди курсируют от сцены по проходам к барной стойке, спускаются на узкую полоску пляжа и обратно - к сцене. Ищут знакомые лица, переговариваются, улыбаются, в нетерпении поглядывают на пустую сцену - не пропустить бы ненароком появление рок - легенды. Забавно смотреть на парочки и догадываться: кто из них «проводник», а кто - ведомый. Кто проявил инициативу, желая приобщить спутника к музыке любимой группы? Есть особое наслаждение в том, чтобы поделиться удивительным и поразительным с Подходящим Человеком. Смотришь на него в этот миг и чувствуешь, как это явление меняет вас обоих. Миг, и ты уже не одинок, ведь у вас на двоих есть одно открытие.
Но, возможно, я не права, и передо мной как раз гармоничный тандем, который как раз и объединяет общность взглядов и вкусов. Они вместе еще и потому, что даже порознь предпочли бы именно этот вариант воскресного вечера всем прочим – концерт БГ. Тот счастливый случай, когда, не сговариваясь, покупая билеты на любимую группу в качестве сюрприза другому, почти наверняка рискуешь получить в ответ еще одну, ответную пару таких же билетов. Дары Волхвов, версия 2.0 ХXI века? А если бы не были знакомы до сих пор, то судьба точно привела бы сюда на встречу, именно в эту точку «здесь и сейчас».
Задолго до.
«Я хотел Вам сказать... - хотя, может быть, лучше не надо:
То, что можно сказать, без того уже видно по мне»
Сама я сегодня в компании своей мамы. Но кто из нас ведущий, кто ведомый - еще нужно два раза посмотреть, и очень пристально, - скажу я вам. Техническая покупка билетов – ничто. В сто крат важнее другое – мотив «Навигатора», слова «Трех сестер», перелив мелодии «Город Золотой», «Еще один упавший вниз» - доносящиеся из аудиоколонки на кухне, висящей под самым потолком квартиры моего детства. Это там, где на потолке - нарисованное небо.
А по стенам - миры песен «Аквариума»: чудесный город в облаках, глазастые деревья и те, кто пляшет русалочьи пляски, разметавшаяся в свободном падении фигура во взрыве протуберанца. Два лица в цветах одуванчика: мальчика - в желтом солнцецветии и старика - в белом седом цветке-шаре. И море из облаков. Сюрреалистические фрески - иллюстрации дополнены цитатами из любимых песен БГ. Эти белые шрифты-строки мне не забыть. Cколько часов напролет, без устали, динамик моей старенькой колонки заполнял это сюрреалистическое пространство голосом Бориса Борисовича, оживляя звуковым измерением стены - картины? Иногда отвлекаясь на пластинку-другую детских сказок – «Бременские музыканты», «Маша и Витя против диких гитар». Затем – рок - опера «Белая Ворона», и снова «Аквариум», «Машина времени», Ozzy Osbourne, Окуджава, «Pink Floyd», «Beatles», «Крематорий» и «Пикник». Без этой музыки я себя не помню и до сих пор не представляю. Вот такое вот интерактивное воспитание.
Я легко усваивала постулаты о том, что «Они догонят нас, только если мы будем бежать, они найдут нас, только если мы спрячемся в тень. Они не
властны над тем, что по праву твое…» и «На каждого, кто пляшет русалочьи пляски есть тот, кто идет по воде. Но каждый человек, он – дерево. Он отсюда, и больше нигде…». Мои музыкальные и литературные вкусы сформированы еще тогда. За прошедшие годы они не претерпели серьезных изменений, а лишь дополнились новыми именами и качественно углублялись. И это, я считаю, - полностью мамина заслуга (картины на стенах четырехметровой высоты - тоже ее). Треки БГ кочуют из одной подборки моего MP3 - плеера в другую, а на полках до сих пор хранится коллекция - сначала виниловых пластинок, потом кассет и, наконец, дисков «Аквариум» (а говорят, что были еще и бобины). Коллекция, собранная родителями, мной значительно дополнена и преумножена. Учитывая все это, я могу констатировать, что билет на первый для нас с мамой концерт БГ в клубе «Пляжник» достался мне по очень выгодному курсу, или даже в качестве бартера - за билет в осмысленную жизнь, мировоззрение, сюрреализм.
Массовая сцена. «Вышли мы вприсядку, мундиры в оборку; Солдатики любви - синие глаза...»
Но вернемся к лицам в толпе. Играю в свою любимую игру – вглядываюсь в лица тех, с кем буду делить это событие. Силюсь заглянуть за маски статусов, общественных и социальных ролей. Мимо чинно проходят бизнесмены, студенты, журналисты, стилисты, люди искусства, фрилансеры, хипстеры и вечномолодые хиппи, богема и офис - менеджмент. Различаю в толпе лицо известного одесского комика, юмориста из «Джентльмен – шоу» Якова Гоп. У него за спиной, с ноги на ногу переминается замечательный одесский скульптор Александр Милов. В шляпе и под руку со своей очаровательной женой Его имя, я уверена, скоро прославит Одессу, мощно прогремит над песками Невады на Burning Man 2015. Постойте, неужели он, так же как и я, черпал вдохновение в музыке «Аквариума», раздумывал над теми же строками БГ? Вот почему мне пришлась так по душе его грандиозная задумка LOVE! Поэтому я с первого взгляда прониклась его замыслом, и статья о нем будто сама собой написалась. А вот и неожиданность - в толпе мелькнуло лицо, венчающее долговязую фигуру. Это парень, учившийся в моей школе, только на два класса младше. Никогда бы не подумала. Его поведение, манеры и имидж не давали оснований полагать. Вот и проглядела единомышленника. А ведь было о чем пообщаться! Но тут от школьных дум и воспоминаний меня отвлек несколько напряженный взгляд из толпы. Смотрит, и как я - силится вспомнить место и время нашего знакомства. Несколько секунд промедления… - и вот я понимаю, где видела этого человека последний раз (прошлый год, 3 мая, очередь на станции переливания в Бисквитном переулке, тугая белая повязка на предплечии, сдача крови…). Пока стояли там, в узком темном коридоре, обменялись парой взглядов (политических и вербальных), фраз и улыбок. Ты и тогда показался мне достойным и разумным человеком, так что твое появление на этом концерте приятно и вполне логично. Рада была нашему знакомству тогда, рада внезапной встрече сейчас...
Действо. «Но он сказал: Здесь нет козырей. Просто падают звезды.
Подставит ли кто-то ладонь?»
«Но я пою, когда я строю свой город, и я не могу молчать."
А между тем музыканты появились на сцене, зазвучала музыка, усиленный динамиками, прибрежное пространство заполнил узнаваемый вокал Гребенщикова в обрамлении плеска морских волн. В мгновение лица окончательно преобразились, социальные маски упали на дощатый пол и разбились в пыль, просыпались меж дощатых половиц, смешались с песком, утекли и растворились в море. И вот уже нет функций и статусов. Есть люди, живые и мыслящие. Они, забыв про бар и напитки, оборвав разговоры на полуслове, спешат обступить сцену и сомкнуть ряды. Глаза, - молодые и старые,- с одинаковым азартом смотрят на сцену, губы шепчут, повторяют слова песен, руки вздымаются в аплодисментах.
«Храм – это не всякому дано, достояние меньшинства. У храма есть строители. Это те кто его возводит… Жрецы. Это те, кто носят его в себе. Те, через души которых он растет и в душах которых существует…И есть потребители – те, кто так сказать, вкушает от него… Храм без потребителя был бы лишен человеческого смысла
…Храм во мне был и был крепок и мною тоже...»
Стругацкие «Град обреченный»
Становится очевидным, что Клуб «Пляжник» не просто полон, он изрядно переполнен. Сидя за своим столиком уже не увидеть ни лица Бориса Борисовича, ни гриф его гитары, - так плотно обступили сцену любители русского рока. Предпринимаем волевое ситуативное решение - долой обувь, прочь все лишнее, сумки на пол, – запрыгиваем с мамой прямо на диванчик, и оттуда - на спинку! За соседним столиком тучный мужчина со своей спутницей принимают такое же решение! До концерта он гневно соизмерял количество людей в фанзоне, а точнее - перед столиками и в проходах между ними, и высказывал резонное (!) возмущение халатностью в организации концерта. Но вот звучит песня «Капитан Воронин», и он, забыв на время концерта про обиду, вскакивает на диван и галантно помогает подняться своей спутнице туда же. Забыты сумки, клатчи и барсетки, модные туфли и шлепки, бьющиеся в истерике мобильные телефоны. Зря нерасторопные официанты приносят заказанные ранее, еще до концерта, напитки и блюда, зря несут пледы и книжечки меню – не до них сейчас. Поздно, слишком поздно. Публика рассаживается по спинкам-барьерам мебели, пляшет стоя на креслах и стульях. Вот так, сидя (и стоя), как на насесте, почтенная публика старых рокеров проводит несколько часов кряду. Незаметно пролетает время концерта. Исполнены старые и новые песни. Совсем немного Соли, больше Серебра - задумчивая грусть «Государыни», интимная лирика «Самый быстрый самолет» и «Ключи от моих дверей», решительный манифест Цоя – «Я объявляю свой дом безъядерной зоной!», бесшабашное «…Ну-ка мечи стаканы на стол».
О войне немного, вскользь - лишь пару слов, лишь пару тяжелых взглядов.
Если сумеешь уловить, прочесть между строк в «Когда пройдет боль», «Капитан Воронин» и «Ворон» Булата Окуджавы.
Эпилог. «Вот и вышло бы каждому по делам его, если бы не свет этой чистой звезды».
Итак, если подытожить:
Концерт БГ и Аквариум 02.08.2015 в Beach Club Пляжник прошел на славу. Музыканты долго не уходили со сцены, и в «завершение» исполнили не одну песню, а примерно четверть концертной программы. Звук, свет, игра, атмосфера, магнетизм «Аквариума» и неземной свет личности БГ - все было чудесно.
Все, за исключением видимости. Тут организаторы (принимающая сторона) – клуб «Пляжник» допустили явный и грубейший просчет в количестве зрителей. Их число варварски диссонировало с элементарной вместимостью клуба. В таких условиях концерт элементарно не комфортно слушать. Несмотря на разделение билетов по стоимости, на деле не были созданы условия для достойного пребывания всех групп зрителей. Не было ограничения зон - сидячей и стоячей (фанзоны). Одни нависали над другими, мешая обзору, официантам было неудобно в такой давке протискиваться с полными подносами. Не хватало персонала, пепельниц, меню и пледов. Свое меню мы увидели через час прихода в заведение, когда уже взяли штурмом мебель, преисполненные эстетическим экстазом. Естественно что тогда нам уже было не до напитков и яств. Складывалось такое ощущение, что для заведения подобные мероприятия в новинку. Хотя, судя по афишам прошлых событий и нелестным отзывам гостей, их посетивших, (таковыми полон Интернет), ситуация типична, и руководство не делает выводов и не выносит уроков.
Честнее было бы или создать зонирование, или вынести всю мебель и сделать единую цену на входной билет, только на стоячие места. Не знаю, как там бывало, но в данном случае администрации клуба просто повезло с публикой великого Маэстро. Высокое искусство не предполагает междоусобные распри особенно в его присутствии.
Последействие
Я не знаю, было ли важным для концертного действа, чтобы именно я смотрела из зала на сцену. Но знаю точно, что покупаю этот билет, чтобы оказать дань уважения Маэстро и его группе.
«Я конечно не Гомер и Пушкин – кирпич в стену мне не заложить... Храм этот – во мне, а значит, и я часть храма, значит с моим осознанием себя храм увеличивается еще на одну человеческую душу. И это уже прекрасно. Пусть я даже не крошки не вложу в стену… Хотя я, конечно постараюсь вложить, будь уверен».
Стругацкие «Град обреченный»
Отчет о состоявшемся 02 августа 2015 концерте
Бориса Гребенщикова (БГ) и группы Аквариум
в Одесском клубе Пляжник
Автор статьи: Анастасия Проконова