Концерт БГ и Аквариум Одесса 02.08.2015 (Сны о чем – то большем ...)
Сны о чем – то большем на концерте Маэстро в Одессе.
…Борис Гребенщиков… Это человек – эпоха, человек – легенда. Величайшее явление философии гуманизма нашего времени. Певец, обремененный великой миссией Добра и Мира.
Его музыка уникальна и самобытна, как дактилоскопический отпечаток. Создается впечатление, что он использует принципиально иные, персональные гармонические ряды.
Это искусство высочайшего уровня, в котором нет ни одного случайного звука и ни одного лишнего слова, диссонансы органичны, а ритм и мелодика очевидно пребывают в резонансе с движением Вселенной. Поэзия песен БГ и их художественная образность для публики по значимости равняются еще одному высшему образованию.
Понимать смыслы его текстов (а они полны метафор, аллюзий, символов и образных ассоциаций, которые значительно шире возможностей слов) - это нелегкая задача, требующая высокого уровня интеллекта и образования. Но сложность не является препятствием для пытливого ума и, особенно, для восприятия душой непосредственно. Не случайно ведь им самим дается подсказка: « теперь нас может спасти только сердце, потому что нас уже не спас ум». Так что, счастье всем и даром! Было бы желание.
Sapienti sat.
Однажды найдя для себя музыку БГ, прильнув к этому философскому источнику, не могу уйти от его освежающей чистоты и прохлады. Я окружила себя и своих близких его музыкой, будто соткала плотный купол нашего микрокосма для членов семьи и единомышленников. В нем так легко и свободно дышится, так интересно расти над собой! Песни Гребенщикова заучены наизусть и разобраны на цитаты, постоянно приводятся в спорах, диспутах и бытовых разговорах. Прослушивая их снова и снова, на разных этапах жизни, открываешь все новые и новые грани. Словесные конструкции и целостные модели будоражат воображение и стимулируют к собственным умозаключениям, метафорам, вызывая сознательную и подсознательную образность. Мои дети росли в этой атмосфере, воспринимая все, как само собой разумеющееся и до сих пор удивляются, узнав что может быть иначе. Например, встречая людей не читающих Стругацких, не слушающих БГ, не имеющих привычку заходить периодически в художественные галереи и музеи.
«Стругацкие - Это же, … как сказка про Колобка или Красную шапочку – можешь сама ее не читать никогда, но все равно знаешь, о чем там написано. А почему, собственно, не читать? Да и вот же они, на полке, (перебирая пальцами томики - «Град обреченный», «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике» и т.д.), а еще Урсула Ле Гуин, разве не у всех есть такая же полка? И квартиры не продаются прямо вместе с ней?» - из ранних высказываний моей младшенькой
Она же о БГ: «… Для меня музыка Гребенщикова существовала всегда и заполняла мое жизненное пространство. Она чаще иных звучала в доме во времена, когда я буквально проходила под столом. Это музыка моего детства, и без нее я себя просто не помню. Люди, приходившие в наш дом, за редким исключением, либо уже знали и слушали Гребенщикова, либо уходили от нас, отягощенные этой любовью…
… Когда я стала взрослой, то заметила, что легко нахожу общий язык именно с людьми, которые слушают музыку Гребенщикова. Мир, конечно, многогранен, но эта черточка стала для меня своеобразным маркером…»
Не удивлюсь, если окажется, что мои дочери до сих пор уверены, что «Аквариум» до и в период перестройки слушали все и повсеместно, по радио и телевидению. А наша аудиоколонка, видимо, вела прямую трансляцию альбома за альбомом «Аквариума» прямо из звукозаписывающей студии, концертного зала или же с квартирника. Что такое «поколение Дворников и Сторожей» дети знают только понаслышке.
Хочу поделиться своими наблюдениями -
- о ярых противниках этой музыки: дело житейское, кому-то нравится, кому-то – нет (прямо каламбур от Маэстро: некоторые женятся, некоторые – так). Но. Есть одно но. Я долго и пристально искала среди противников людей, понимающих тему (и форму заодно) и осознанно отвергающих явление искусства «БГ». И не нашла. Зато нашла многих, утверждающих многое, например безапелляционные версии о… преднамеренном использовании парадокса в лингвистике с целью создания псевдоимиджа… (это мой авторский перевод формулировки «на умняке и пр.» от оппонентов). Это, скорее всего, от взаимонепонимания сторон. При этом, я хотела бы обратить внимание оппонентов на следующий афоризм: от того, что вы не знаете английский язык, Англия не перестала существовать. А то опять получится, как в песне группы «Окно»:
Вчера опять от имени народа,
Придав лицу здоровый оптимизм.
Почетный бригадир оленеводов
Позором заклеймил сюрреализм.
Может быть, честнее просто сказать: «Я не понимаю»?
(противников по политическим мотивам просьба не беспокоиться, добровольный оффтоп обсуждать нецелесообразно)
- о поклонниках: любопытно было наблюдать публику, собравшуюся на концерте в клубе «Пляжник». Абсолютно разные люди и по возрасту, и по социальному статусу, и материальному положению, и стилю одежды. Но в выражении лиц и манере одеваться неуловимо чувствовалось отражение дополнительной степени внутренней свободы. Такое же стохастическое явление «иного» наблюдается мной уже давно на улицах возле Художественного училища и Консерватории. Кстати, многие поклонники пришли на концерт со взрослыми детьми (внуков пока по возрасту не пропускает охрана). Значит, «время колокольчиков» продолжается, и «я не люблю» все также актуально.
Как прошел концерт БГ и «Аквариум» в Одессе 02.08.2015 в Beach Club Пляжник?
Он был прекрасен. Представьте себе теплую летнюю ночь, пляж, плеск моря, луну… Прекрасная музыка и неподражаемая группа «Аквариум» с БГ в главной роли прямо на берегу моря. Звучали песни из альбомов «Соль» и «Русский альбом», вперемешку с более ранними произведениями. Маэстро спел песню Виктора Цоя «Безъядерная зона». Видимо, это было выражение его персональной гражданской позиции, возможно - специально для Одессы. Тема войны вообще прямо не поднималась, но как-то незримо и непроизносимо присутствовала, идентифицировав себя в вечной борьбе Добра со Злом. И было еще некое личное послание Маэстро Одессе. Что он посчитал наиболее важным для нас именно сейчас? По-моему, это были эти слова:
«Так пусть идет дождь,
Пусть горит снег.
Пускай поет смерть
Над густой травой.
Я хочу знать,
Просто хочу знать,
Будем ли мы
Тем, что мы есть,
Когда пройдет боль.»
Отчет о состоявшемся 02 августа 2015 концерте
Бориса Гребенщикова (БГ) и группы Аквариум
в Одесском клубе Пляжник
Главный редактор музыкального портала BestClub.com.ua: Елена Проконова