Концерт группы «Зира» 28.11.2014 Одесса. Арт-клуб «Выход»
Пишу, ... и... снова удаляю строку. Спешно барабаню по клавиатуре, печатаю буквально на одном дыхании и даже затаив дыхание - чтобы “не вспугнуть”. Слово за словом, и вот уже абзац о концерте группы “Зира” виднеется.
Прошла не одна неделя после их выступления в арт-клубе «Выход», на котором мне посчастливилось присутствовать, а я все сижу перед пустым экраном, силясь описать услышанное и увиденное на концерте. Перечитываю только что написанное, корректирую, поправлю тут и там, приглажу, переставляю слова местами, расставлю акценты и …
снова Ctrl+A, Delete. Право же, это легче воспринимать, чем описать.
Итак, психоделическая музыка "Зира" - это...
...Пересыпаю из ладони в ладонь пригоршню разноцветных стеклышек - песчинок воспоминаний и впечатлений. Вглядываюсь в этот сверкающий поток, струящийся по ладони и просыпающийся сквозь пальцы...
Слова упрямо не складываются в предложения, мысли обгоняют одна другую, несутся вскачь, выделывая по дороге кульбиты. Проблема возникает в гигантской несоразмерности и масштабности ассоциативных образов музыки граничному определению понятий, заключенных в слова.
О творчестве «Зиры» хочется сказать так много, но лучше просто сесть и послушать. Их музыка произвела на меня довольно сильное впечатление. Она образная, символичная и какая-то… - многомерно - объёмная, явно более системы трех осей координат. Ты словно присутствуешь при зарождении звуков, наблюдаешь, как они формируются в чреве диковинных инструментов, остро ощущая свою сопричастность и даже ответственность. Будто от того, кто является “свидетелем”, в некоторой степени зависит, каким будет звук. Не лучше, не хуже, просто другим. Это уже тот уровень философии, где субъективная и объективная существующие реальности перестают быть различными и зависят только от возможностей субъекта. Он же - демиург этого пространства.
Каждым рецептором ощущаешь прикосновение звуков. Они, едва коснувшись уха, - мягко обволакивают. Не успеваешь опомниться, как мелодии уже сомкнулись на темени невидимым непроницаемым коконом. Мотив заполнил все воздушное пространство, кровь ударила в виски и пульсирует в такт музыке. Границы между внутренним и внешним пространством разрушены, и музыка уже повсюду, свободно плещется сама в себе. Посвященные говорят, что так выходят в астрал.
Выступление группы сопровождалось видеорядом: Живые картинки, призванные иллюстрировать музыкальную композицию. Такие себе визуальные синонимы или же аллегории к звучащей музыке, они помогали исполнителю и слушателю настроиться на одну волну, в резонансе упорядочить поток ассоциаций.
Но порой дуэт великодушно отпускал зрителя в миры собственных грез и размышлений. Тогда внимание зрителя приковывала к себе белая линия - кардиограмма, (эквалайзер) гиперчувствительно реагирующая на звук. Будучи спроецированной на белый экран, она нервно вздрагивала при каждом, даже самым легком касании музыканта по поверхности барабана или по жилам-струнам домры, да любого из широкого арсенала инструментов. Линия бьётся в истерике и перебегает то на лица музыкантов, то пугливо прячется им за спины.
А может, это мне уже привиделось в ходе коллективной медитации, почему-то именуемой в миру концертом "Зиры"?
Чтобы прочувствовать психоделическую музыку этно-дуэта, необходимо позволить ей полностью захватить ваше внимание. Отложите решения всех насущных дел и проблем, сделайте звук погромче, расслабьтесь и позвольте музыкальному потоку вести вас за собой. Звук свободно струится из динамиков, рождая в вашем сознании вереницу образов и ассоциаций…
…Тихий перестук копыт арабского скакуна, его нервный всхрап, сбивающий мерное ритмичное дыхание при беге. Звук, сначала далекий и потому едва различимый, вскоре усиливается, крепнет (перкуссия нарастает). Звенит металл подков, звук оглушает и… - зависает в воздухе ... Затем перестук токкаты идет на убыль, стихает, и…- уже едва различим.
Стремительный звукоряд, поднял с дороги клубы пыли. Она застилает глаза, щекочет, раздражает, щиплет нос. В этом облаке пыли даже звуки как-то застревают, некогда легкий мотив обрюзг. Мелодия, облепленная пылью, замедляется, тяжелеет и, наконец, оседает вместе с блеклыми частичками на короткий и плотный ворс расписных восточных ковров. Пыль лишает предметы красок, делает все тусклым, единообразным. Аналогично пыль как бы проникает в структуру звуков и приглушает звучание.
Достаточно пары движений щетками - размашистых, широких, наотмашь, - и музыке возращена свежесть и яркость красок. Щетина, смоченная водой, шуршит, снимая пыль с поверхностей, а влага не дает грязевым частицам снова взмыть в воздух. Избыток влаги в виде искрящихся на ярком солнце капелек-бусинок срывается со щеток озорной капелью, издавая при этом гулкие, приятные звуки – барабанную дробь.
Если в этот момент слегка скосить взгляд и глянуть за край наваждения, так сказать, из-за приспущенных ресниц, не разрушая Навь, но впустив Явь – увидим:
... шуршание действительно издает щетка. Ею барабанщик этно-дуэта Олег Резниченко то нежно гладит натянутую кожу инструмента, короткими движениями, по касательной, а то с усилием, длинным движением - взмахом руки от плеча до запястья. Звуки капели имитировала перкуссия. Олег отбивает ритм лишь подушечками пальцев - легко и точно, по поверхности диковинного инструмента, внешне напоминающего полый черепаховый панцирь. Сложную вязь ковров наяву воссоздала игра деревянной флейты. Ее фактура издает специфический звук - теплый и не такой звонкий, как у ее металлического аналога. Протяжные, тягучие мотивы, орнаментальный рисунок мелодии, ритмика - характерные для музыки Востока...
Органично встраиваются в структуру наваждения кадры из видеоряда, клипа композиции “Вне войны”.
На экране взгляд оператора делает акцент на завязших в песках, ржавые кораблях, затем кадр сменяется картинкой последней стоянки старых самолетов на свалке. Здесь противопоставляются экзотический быт туземной деревеньки с ее размеренным ритмом жизни, тяжелым физическим трудом и простой обыденностью - высоким скоростям и суете мегаполиса. Как же по-разному они выглядят с высоты птичьего полета!. Их жизнь протекает в различных плоскостях, и как будто в параллельных измерениях. Как по-разному они проживают свой мирный отрезок истории «вне войны». Вольны, свободны ли они? А затем картинка резко меняется, и перед нами огромные бездонные просторы водной глади, рассекаемые гигантским хвостом кита. Сколько грации и свободы в этом существе. Животный мир не знает такого понятия – Война, принципы необходимости и достаточности видового существования не оставляют места для ненависти и идеологии истребления. Их борьба за выживание, как естественный закон жизни, не обесценила жизнь, как таковую.
Невидимая рука за кадром словно переворачивает клепсидру, и некое множество, капля за каплей, наполняет опустевший резервуар. Так происходит вечность.. Но вот в действие вступает обратная функция: Время на экране разворачивается вспять, фрагменты, виденные нами ранее, мелькают в обратном направлении. Приближая или отдаляя ? К Миру или к Войне?
Дмитрий Земский, на протяжении всего концерта, словно фокусник, доставал из различных по величине и формам кофров и чехлов все новые и новые инструменты. Лютня и домра, флейта и ситар сменяли друг друга. Они, на разные голоса и на разных языках, повествовали нам свои истории, а Дмитрий был нашим посредником и проводником. Арсенал барабанных установок и инструментов Олега Резниченко также поражал воображение: различные по форме и звучанию, они задавали ритм повествованию.
Некоторые инструменты в руках музыкантов выглядели если не привычно, то по крайней мере знакомо: акустическая гитара, флейты ксяо и кена, различные по форме барабаны и тамтамы, щетки но были и поистине диковинные и экзотические - трехструнная домра, персидский ситар, уд, дарбука и упомянутый уже мною ударный инструмент – черепаховый барабан. В репертуаре группы переплетался этно-джаз, арабский рок, стилистика ближнего и дальнего Востока, Азии и Европы. В их музыкальных скитаниях Восток встречается с Западом, балканские мотивы звучат в их исполнении чисто и естественно, как и славянские мотивы.
Так как дуэт исполняет преимущественно инструментальную музыку, то и смысл послания можно трактовать по-разному. У каждого слушателя пряные композиции «Зиры» вызывают свои собственные ассоциации, возможно идущие в разрез с заложенным первоначально авторами замыслом. Неоднозначными подсказками звучат названия композиций: «Last train», «Сталкер», «Антидот», «За три моря», «Черепаха», «Арабский рок». Они являются лишь отправными точками для полета фантазии слушателя. Но тем заманчивее на мой вкус предложение отправиться в путь за Дмитрием Земским и Олег Резниченко. В путь! Через реально существующие ландшафты - к топям и твердям вымышленных миров. Так или иначе, но музыка «Зиры» задевает, резонирует, многократно усиливая внутренние колебания естества души. Дыхание Вселенной и ритм Мироздания. Ты явственно можешь услышать и падение листа на одном краю пространства, и шевеление гигантских слонов, удерживающих на спинах Землю. Насколько наполненной покажется вам музыка «Зиры», зависит только от вас. Звук, преломляясь о ваше сознание, сам наполнит ее до краев ассоциативными образами. Вы лишь позвольте себе свободно созидать и результаты вас самих приятно удивят.
Автор: Анастасия Проконова