Концерт Sound Storm Quartet.20.05.2015 в Терминал 42
Концерт Sound Storm – это как …
...Бежишь мимо дома давнишнего приятеля, а в окне свет горит и ставни нараспашку (кремовые шторы и лампа с зеленым абажуром предполагаются). Поддавшись внезапному импульсу, сначала замедляешь движение, шаг в сторону, другой, и вот уже взлетаешь по ступенькам в знакомый подъезд – «в гости буквально на минуточку».
... А в доме все по - прежнему, все тебе знакомо и привычно: книга, которую ты в прошлый раз листал, лежит там же, ну да, - на тумбочке. И твоя закладка на месте, те же картины на стенах и цветы в горшках, те же запахи…
...И друг на пороге встречает фразой, и это - ответ на мой вопрос, заданный месяц назад. Будто не вереница дней утекла с нашей последней встречи, а миг, пресловутые "минут пять-десять", чтобы успеть сварить чашку кофе, не более.
Вот такое впечатление произвел на меня концерт Sound Storm в Терминал 42 – логическое продолжение прошлого концерта в Гостиной Hub. Тогда концерт состоял из каверов Sound Storm Quartet в формате классической музыки. Теперь же в репертуар пригласили и самих апологетов: Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Георга Фридриха Генделя в современных трактовках (что-то джазово, а что-то и роково).
Атмосфера уюта, душевного тепла, щедро разлитого в воздухе, а может быть - и по бокалам с шампанским. Чужой исполнительский талант пьянит и кружит голову. Азартный блеск в глазах и зеркальные (отраженные) блики - бесы, играющие на толстых стенках высоких фужеров. Нарядные и красивые угощения от Gastro Lab решительно ворвались в атмосферу музыкального вечера, создавая вкусовые звучания концертной партитуры. Послевкусие от фруктов и пирожных в сочетании с шампанским стало ассоциативно - вкусовым якорем. Теперь, вспоминая композиции струнного квартета, рецепторы подсказывают мне вкус каждой из них. «Skyfall» Adele - с привкусом цедры и фруктовой кислинки, произведения Depeche Mode - по текстуре зернистые, крохкие, как песочное печенье. Токката и фуга ре минор раскатывается, пощипывает язык пузырьками шампанского, а затем – нотки обволакивающего, успокаивающего рецепторы, вяжущего на вкус сладкого крема.
...Приятно узнать, что у друга все по-прежнему. И не то, чтобы с ним ничего не происходило... Но все изменения и события выстраиваются в логическую цепочку, все они ожидаемы и желаемы.
Продал мотоцикл, скопил и купил машину, защитил-таки диссертацию, повздорил немного с подругой, но это не беда, временно – родные же люди, да и ссора пустяковая. Вот и колечко в бархатной коробочке ждет своего выхода на сцену в симфонии «примирения».
Все как всегда и даже лучше…
...Но бывает так, что рассказы и изменения в жизни друга столь неожиданны и кардинальны, что понимаешь: это - повод познакомится с этим человеком заново. Смотришь ему в лицо и видишь, как новый опыт и впечатления изменили и преобразили облик. Все у него так же, да не совсем так. А вот в углу примостились и свидетели этому(они же вещественные доказательства) - пыльный рюкзак с дорожными багажными бирками, а рядом изрядно истрепавшиеся в путешествии кеды, тропический загар среди зимы - невероятные атрибуты для имиджа заядлого домоседа, вашего друга. Равно как и россыпь монеток-сувениров, собранная им в разных памятных местах, вперемешку с ракушками - камешками, с речным, а может и морским песком. Все эти сокровища выужены им из карманов, дабы проиллюстрировать рассказ и придать налет реальности.
Слушаешь повествования этого знакомого-незнакомца, удивляешься, радуешься и немного … завидуешь, чуть-чуть, самую малость, по-доброму. Привыкаешь к нему, новому.
Так было и в этот раз. Исполнение симфо -, классик-каверов на рок- и поп-хиты было ожидаемым. Ради них я, собственно, и пришла в Терминал42 на концерт Sound Storm Quartet. Хотелось снова услышать полюбившиеся композиции, а заодно интриговало: на творчество какого автора ребята замахнулись на этот раз, какой композиции придали новую обработку. Заявленное же в анонсе исполнение классиков Гайдна, Баха аnd Co, перемежающее хиты современных музыкальных идолов, хоть и было (по словам ребят) в новинку для их концертов, мною было воспринято, как безусловно логичное продолжение темы, развитие сюжета.
А вот апогеем выступления, тем самым неожиданным и приятным сюрпризом было премьерное исполнение композиции «Снова17».
Узнать, что теперь Sound Storm не только исполняют каверы, но и пишут собственную музыку, было чертовски приятно, а попасть еще и на первый прогон их музыкального детища – просто восторг!
Итак, Сергей Бугаев выступил автором музыки, а три его спутницы по сцене - Тала Секиринская, Александра Михеева и Катерина Сербина, - помогли ему в воплощении музыкального замысла, и 20 июня на сцене Терминала 42 впервые исполнили ее для нас.
Музыка плавно течет, ее мелодия не идет по кругу, а будто скользит по витку серпантина. Мотив плавно меняется от исполнителя к исполнителю. Дело в том, что солирующую партию попеременно играет каждый участник квартета и привносит в конструкцию музыкального повествования свой характер и свою манеру. Инструмент и исполнитель рассказывают на свой лад, как это - когда тебе 17. Потом участники будто объединяются в пары и уже повествуют на два голоса, а два других участника создают фоновый аккомпанимент, - то мерно отстукивая ритм, то пощипывая струны или выводя смычками тягучие минорные звуки. Легко и свежо звучала композиция ребят, заняв достойное место в ряду прославленных каверов - музыкального мирового наследия звезд прошлого и современности.
Под байки и небылицы, а возможно как раз и былины (кто знает?), музыканты исполнили заявленную программу. Концерт проходил в контексте изобретенного музыкантами нового жанра - музыкальной фантастики и альтернативной истории. Наверное, можно даже попутно издать книгу с фантастическими байками о великих композиторах, выдуманные Сергеем. Правда, придется сопроводить ее непременно диском с музыкальными иллюстрациями
Услышав музыкальные пассажи – доказательства, легко поверить, что рок действительно был придуман в XVII веке. И почему бы, собственно, и не Бахом. Правда (согласно небылице), наутро он пребывал в дурном настроении и сжег партитуру, но партитуры, как и рукописи, тоже не горят… Шуточный анонс - небылица тут же иллюстрируется музыкальным подтверждением в соответствующей обработке, и милая шутка трансформируется в возможный виток альтернативной истории музыки.
И хорошо, что рукописи не горят, только слегка обугливаются по краям листов, но это - ерунда. А то бы не узнать нам, что неутомимый Иоганн Себастьян, помимо рока еще и баловался сочинительством в еще не открытом, но все равно очень популярном музыкальном течении - психоделике. Именно он, а вовсе не The Byrds, The Doors, The Beatles (и другие The, This, Those), был первооткрывателем, но волею случая этот момент не был предан огласке. Узнали мы забавные истории и про музыкального спринтера Вивальди. Его талант к сочинительству (по личному свидетельству Сергей Бугаева) носил столь стремительный характер, что секретарю - референту удалось записать за ним лишь малую толику, в масштабе примерно 1:1000. А то история мировой музыки сложилась бы иначе. О, как причудливо тасуется колода альтернативной истории!
Итак, по авторитетному мнению струнного квартета, многие композиторы - классики не раз прозревали будущее мировой культуры и музыки. А некоторые из них и по сей день самым непосредственным образом влияют на развитие искусства, являясь нашим одаренным современникам во сне, и там, в ирреальности, грозят пальцем и сподвигают на создание хитов. Влияние классиков столь велико, и авторитет столь неоспорим, что у Depeche Mode, Qveen, Coldplay, Kiss и многих других просто не было другого выхода, кроме как подчиниться и творить. Доказательства этих путешествий в будущее может уловить внимательный слух ценителя и зоркий, цепкий глаз музыканта, способный прозреть в работе современных кумиров руку классиков.
Таким было выступление группы Sound Storm Quartet, в коворкинговом пространстве Терминал – неформальная встреча в узком кругу. Этой статьей я продолжаю всем читателям BestClub рекомендовать концерты яркой одесской группы. Приходите на встречу с квартетом, и они вас не разочаруют. Ближайшее такое мероприятие состоится на летней площадке True Man 30.05.15. Приходите и попросите на бис исполнить «Снова 17».
P.S.
А ответ на мой вопрос-ответ с перерывом в месяц - это не выдумка и не метафора. Месяц назад, на концерте в Гостиной Hub я поинтересовалась: как квартет выбирает материал для своих каверов, каков принцип отбора и непременные условия. И спустя месяц я получила ответ в Терминале 42. Вернулись мы к этому разговору легко и непринуждённо, презрев прошедшее время... начав сразу с троеточия... сразу к сути, пропуская формальности, реверансы и даже знаки препинания. Ребята выбирают из того, безусловно, что предпочитают слушать сами, но вот никогда не знаешь заранее, что пригодно для изложения на каверный (каверзный?) лад, а что нет. Почему регги – да, а вот, допустим, психоделик-фолк – нет? Но не огорчайтесь, меломаны! Во-первых, поле возможностей квартета достаточно просторно и постоянно расширяется, во-вторых, диапазон интересов и пристрастий квартета весьма многозначен, так что самому привередливому слушателю будет из чего выбрать.
Автор статьи: Анастасия Проконова
Фото: Аверочкин Станислав