Оргия Праведников «Книга Воскресения» отчет о концерта 15 октября 2016
В, казалось бы, обычный, ни чем не примечательный субботний вечер на клубном звездном Атласе появилась важная запись о траектории полета небесного тела – группы «Оргия праведников». Наблюдать это явление можно было в Киеве 15.10.2016, в Клубе ATLAS. Зрителям предлагалось вольготно разместиться за одним из столиков клуба (два уровня террас - в вашем распоряжении), или примкнуть к пестрой толпе в фан-зоне, у сцены. Определиться с точкой на траектории – каждый решал для себя сам. Неважно, где находился зритель, отовсюду действо на сцене хорошо просматривалось. Ощущение причастности к священнодействию и атмосфера единения плотно окутывали зал, «добивали» до самого отдаленного уголка клуба. Только заходя в зал, ты проникался ощущением единения, ведь вокруг все СВОИ. Из множества вариантов мы все выбрали в этот вечер для себя Оргию Праведников. Не потому, что модно, и не потому, что эпатажно. А все только потому, что их проникновенные тексты и сложная, многокомпонентная музыка нашли в нас отклик. Душа изумленно затрепетала от прикосновения. Если немного переиначить слова Сергея Калугина, то получится - "Мы видим, замечаем в себе их отраженный свет". Люди –зеркала?
По этим вот «искрам» в глазах мы и узнаем в незнакомце единомышленника (соучасника?) На концертах это особо остро ощущается, как некое единение, это все равно, что вернуться в семью (пусть даже и в компанию дальних троюродных кузин, сводных братьев, деверей и шуринов).
Российские рок-музыканты привезли в нашу столицу свою «Книгу Воскресения». Рок-оратория, таинство, которое фанаты ждали так долго. Шестилетняя пауза разделяет первую и вторую часть альбома «Для тех, кто видит сны». Именно этот альбом лег в основу концертной программы «Книги».
«…с 2004-го бродила идея сделать концертную программу, привязанную к, так называемой, египетской «Книге воскресения». В египетском варианте - это некое руководство для души умершего, чтобы не заблудиться на том свете и выйти к свету. Альбом «Для тех, кто видит сны», если посмотреть в суть песен, а не концентрироваться только на текстах, в этом созвучен египетскому первоисточнику. Не возникало проблем с нахождением подходящих отрывков из «Книги». К этому добавилась замечательная постановка от Хельги Патаки — видеоряд, свет и т.д. Мы впервые сделали такое шоу» - ( С сайта Уикенд weekend.com.ua)
Музыкальный «двухтомник» отнял много сил и потребовал больших душевных затрат, да и время создания совпало с периодом личных трудностей членов группы и чередой жизненных испытания. Музыканты были опустошены морально и финансово. Но когда группа, все-таки, осмелилась обратиться к своему слушателю с предложением поддержать краудфандинговую кампанию второй части альбома, преданные фанаты охотно поддержали своих кумиров. Сумма, собранная публикой в разы превышала заявленную музыкантами.
«Попросили полмиллиона, рассчитывали получить 400 тысяч, а собрали 1 157 000».- ( С сайта Уикенд weekend.com.ua)
Удача! Победа! Поставлен последний штрих, последняя запятая заняла свое место - теперь можно собираться в концертный тур и озвучить со сцены свою «Книгу Воскресения», вдохнуть в нее воздух странствий концертного турне по череде городов. Так, путешествуя от зрителя к зрителю, Оргия оказалась в Киеве. Праведники назначили встречу со своим украинским зрителем ровно в 19.00 15 октября, в клубе ATLAS.
Украинскому зрителю пришлось запастись терпением, три года музыканты не приезжали в Украину, поэтому их первый масштабный концерт у нас, ни в коем случае, нельзя было пропустить. Так что, - билет на концерт, на самолет/поезд/машину/пешком или на метро, - и расстояние больше не будет помехой для наслаждения - услышать Оргию Праведников вживую. Многие, уверена, предвкушали, строили большие планы на встречу в АTLASе, ожидали многого. Видимо, понимая это, музыканты запланировали в своем графике трехдневное общение со своим слушателем. Концерту предшествовало проведение пресс-конференции, творческого вечера и мастер-классов игры на инструментах.
Стоит упомянуть, благодаря кому фанаты встретились со своими кумирами - организовали киевский концерт Оргии Праведников сразу два агентства "Перекрёсток" и творческая группа "ЛейфЭриксон". О последних я еще расскажу позже.
На творческом вечере музыканты пригласили публику к рассуждению о процессе Творчества, общности создания Произведения, будь-то музыка, или же нетленное полотно художника. Рокеры наводили параллели, находили красочные и выразительные аллегории, подбирали емкие и точные формулировки. Такая себе импровизированная защита дипломов философов-софистов. Разговор сей Оргия затеяла не случайно, истории предшествовала предыстория. Эта тема всплыла как-то в общении со старым другом Оргии, художником Стасом Киркилевским.
«...Он показывал свои картины, и завязался разговор о том, что было бы интересно порассуждать о том, насколько параллельны процессы создания музыки и картины, что в них общего и какие различия. Мы нашли огромное количество параллелей: с чего начинается процесс, как он развивается, чем продолжается и заканчивается. Я рассказывал, как пишу музыку, а он — как пишет картины. И наше вечернее событие — продолжение этого разговора»- ( С сайта Уикенд weekend.com.ua)
Так вот КАК художник Масов пишет свет!
Но мы отвлеклись от рок-оратории. Еще на подступах к залу зрителя умело подталкивали, настраивали на нужный лад. То тут, то там в толпе мелькали крайне интересные персонажи: сошедший с обложек альбомов Оргии Праведников скелет - Авиатор и его (не более живая) подружка – девушка-мертвец. Она была просто великолепна в ярком цветочном венке и с загробным румянцем на щеках, вкупе с затейливым кружевом черных узоров на белоснежной коже. Несмотря на такой зловещий имидж, парочка источала флюиды жизнерадостности и гостеприимства. Они охотно общались с публикой и даже преподносили подарки в виде сладостей. Девушка для этого вечера запасла целый поднос конфеток на палочке. Эти зефирки-черепушки смотрели с ее подноса пустыми провалами глазниц, да скалились в ухмылке. Яркая россыпь Йориков и Веселых Роджеров. А вот в толпе промелькнула треуголка, взлетел край полы черного плаща, и завис в воздухе задумчивый взгляд. Интересное осталось впечатление, как будто его обладатель скрылся в людской толчее, а взгляд остался, подобно Чеширской Улыбке и пустился в свободное блуждание по залу. Присутствие этого персонажа неожиданно, но приятно - подобно мотиву из х/ф «Тот самый Мюнхгаузен», что улавливается в «Королевской свадьбе» Оргии.
В разгаре концерта веселее и раскованнее этой троицы трудно было найти среди людского хоровода. Их присутствие придавало вечеру статус Венецианского карнавала.
Помните я рассказывала вам об организаторах - творческой группе "ЛейфЭриксон"? Так вот, именно они скрывались все это время под слоями грима и покровами инфернальных образов. Маска, маска - я тебя знаю. Неузнанные в толпе, в тени и одновременно на самом виду на поверку - самые рьяные фанаты группы, пристально следили и координировали из зала волшебство под названием рок-оратория «Книга Воскресения»
Инфернальные персонажи (быть может, даже джокеры карнавала, эти мифические - тройка, семерка, туз?) в едином движении мистического хоровода с привычными обитателями века ХХI (где все сплошь - повелители iPhone и укротители гироскутеров). Ну что, узнал себя в хороводе, мой соотечественник – изнеженный iЧеловек новейшей эпохи? Веселый фолк родом из средневековья унес публику подальше от гаджетов и комфортной зоны wi-fi на готические площади, поближе к тавернам и трактирам, из сегодня во вчера или даже позавчера, - прямо на живописные полотна Брейгеля. Мы еще в XXI веке или уже в лихом XIII?
Но вот, зачитано солистом вступление к заключительной главе Книги Воскресения. Отдано последнее напутствие душе, вознамерившейся устремиться ввысь. Последний бумажный самолетик вышел на посадку, замолкла флейта, молчит гитара, помалкивают басы и ударные. Звенящий тембр сопрано сменила тишина, и тут погас экран. С его поверхности стерлись образы старого кино, хроники, поблекли краски сельских пейзажей, равно как и городских панорам. Выгорели и исчезли образа на иконах, забывших уже авторство и не познавших усилий реставраторов. Концерт закончился. Два часа 40 минут длилась эта оратория. Завершая концерт, Сергей Калугин решил сказать пару теплых слов публике и представить трех музыкантов, недавно присоединившихся к группе. Забавно, но два часа подряд зал и музыканты были единым целым, а под конец выяснилось, что мы не были представлены:)
Итак:
Zakk Немма – Барабанщик
Таисия Кислякова – виолончель
И Киевский подарок: Сопрано - Татьяна Семак.
И уже знакомые нам: Сергей Калугин, Юрий Русланов, Алексей Бурков, Артемий Бондаренко.
Публика бурно отреагировала на представление, но отпускать музыкантов ни в какую не соглашалась. В результате, музыканты вернулись на сцену и исполнили еще пару песен. И что еще примечательно:
несмотря на усталость, после концерта они спустились в зал, к особо преданным и терпеливым фанатам, чтобы еще раз пообщаться и сфотографироваться с ними на память.
Немного омрачила этот праздник не вполне слаженная работа звукорежиссёров. Вплоть до последних композиций шла корректировка по звуку, но звучание продолжало фонить и оглушать, и при этом звук не был чистым. Из разных углов зала оратория звучала по-разному, но минимум один компонент выпадал - будь то бас, ударные или же голос. Слова были трудноразличимы, и этот фактор отказал текстам песен в глубинах смысла. Однажды услышав полнозвучие, тяжело смириться с утратой чего-либо. Обидно, что, проделав такую колоссальную работу, общие усилия разбиваются на самом финише.
Досадно, но мне почему-то верится, что в следующий раз, возможно в другом украинском клубе, Оратория предстанет в своем подлинном величии и великолепии.
Запоминающийся концерт, масса впечатлений и ожиданий на будущее. Перебираю в уме пронзительные мысли-находки в текстах Оргии, проигрываю про себя ставшие любимыми мотивы песен. Уж больно приглянулись мне готическая архитектура из слов и звуков! Что ж, уважили Киев – приезжайте и к нам, в Одессу!
Автор статьи: Проконова Анастасия
Фото: Станислав Аверочкин