Концерт Muse в Хельсинки
«Уже не те» - эту фразу слышно практически за каждым углом . Вставить ее в беседе про того или иного исполнителя нынче считается почти признаком хорошего тона и муз-эрудиции, и если у группы есть хотя бы два альбома – к ней эти слова уже применимы. Отнести это высказывание можно и к такой команде, как Muse – да, они уже не те, что были. Они в тысячу раз лучше.
И своим грандиозным туром Muse только подтверждают это заключение. Уже почти год английская троица колесит по миру, отыгрывая по второму концерту в ряде стран, в число которых попала и Финляндия. Хельсинки предоставили Muse очередной аншлаг в ответ на подборку из 19 песен, приправленных впечатляющими видео-инсталляциями и серебряным костюмом Мэтта Беллами.
Сопровождали все это действо два открывающих акта: сначала глаз и слух измученных тридцатиградусной жарой и многочасовым дежурством у ворот парка зрителей услаждала финская певица Manna, очевидно тоже изнывающая от жары, и из-за этого одетая в микро-шорты со стразами. Помимо микро-шорт Манна особо ничем не запомнилась, уступив место гораздо более примечательным британцам White Lies, действительно разогревших зал до нужной кондиции. Задорно отыгранные семь песен (пять с дебютного альбома и две с предстоящего) настроили зрителей на нужный лад. Лад, который условно можно назвать «полная готовность к Muse».
Чтобы сразу пресечь претензии со стороны скептиков, высказывающихся по поводу двух концертов в одном и том же городе с интервалом всего в 8 месяцев, стоит упомянуть, что последний концерт, 19го июля, проводился на улице, в самом центре города — в парке Каисаниеми. Это уже само по себе делает его разительно отличающимся от первого гига этого тура (напомним, он был 22октября на крупнейшей площадке Финляндии – Хартвал Арене). Но на одной атмосфере и окружающей среде различия не заканчиваются: на первом концерте Muse играли сет-лист в поддержку своего нового альбома – треть песен была взята из свежего на тот момент «Resistance», в то время как на летнем гиге сбылась мечта матерых фанатов группы – практически мэш-ап с подборкой лучших песен со всех пяти альбомов. Настоящий подарок судьбы, а вернее, подарок от Мэтта Беллами, который наконец-то внемлил мольбам слушателей, недовольных сет-листами группы, и сделал все возможное, чтобы это исправить.
В числе всего возможного оказались следующие композиции:
1. Exogenesis: Symphony, Part 1: Overture
2. Uprising
3. Supermassive Black Hole
4. Map of the Problematique
5. New Born
6. Interlude
7. Hysteria
8. Nishe
9. United States Of Eurasia
10. Feeling Good
11. Bliss
12. MK Jam
13. Undisclosed Desires
14. Resistance
15. Time Is Running Out
16. Starlight
17. Stockholm Syndrome
Энкор:
18. Plug In Baby
19. Knights of Cydonia
И еще один показатель того, что Muse с их гитарными рифами и текстами о всемирных заговорах никогда не стоят на месте, оправдывая звание «уже не тех» — к каждой из признанных хитовых песен были добавлены взрывные роковые интерлюдии или пронзительные интро, дополняющие песни до самостоятельных, завершенных музыкальных единиц длинной в 6-8 минут. Или даже формирующие крепкие и хорошо известные треки в обновленный и свежий материал, в общем, делая то, что у Muse неизменно выходит лучше всего – глубоко и сильно впечатляя всех и каждого.
В ответ на многочисленные выпады в свой адрес по поводу обилия электронного звучания нового альбома, Muse говорят, что им было интересно экспериментировать и пробовать новое. Оно и видно: экспериментами на записи они не ограничились, перенеся их и на сцену тоже.
Барабанщик Доминик Говард пополнил свой арсенал ударных инструментов парой внушительных литавр, добавивших объема и без того практически кинестетически ощущаемой Exogenesis. Кроме того, им была освоена электронная ударная установка от Roland, создавшая плотный фон в Undisclosed Desires, звучание которой стало настолько электронным, что басисту Крису Вольстенхольму ничего не оставалось делать, кроме как меланхолично курить трубку, ожидая начала следующей песни.
Но самое примечательное в этих новинках то, что помимо зрителей, практически бьющихся в экстазе в ходе всех обновленных старых песен и всегда разных джем-подборок, сами Muse выглядят такими же восторженными на своей сияющей сцене, как и тысячи человек перед ней. Кажется, музыкантам нисколько не приелось такое положение вещей.
Да и разве может приесться звание «одной из лучших лив-групп современности»? Что говорить об отношении людей к группе, если от одного только вида известной красной гитары Мэтта Беллами (a.k.a. «Glitter») установленной на сцене перед выступлением, зал заходится аплодисментами и криками восторга. Одного жеста руки Мэтта Беллами оказывается достаточно, чтобы толпа пугающе слушалась, хлопая, выкрикивая, двигаясь по его указам. Правда, пугает такое повиновение ровно до тех пор, пока ты не обнаруживаешь себя самого в числе этого беснующегося моря обожателей, скандирующим хором со всеми «Muse! Muse! Muse!» и готовым в этот момент на все.
Так что, с уверенностью можно сказать: Muse позволено приезжать в одни и те же города и страны хоть два раза в год, хоть три, хоть десять — все равно площадки будут забиты и New Born будет от начала до конца пропет каждым зрителем в зале, неизменно готовым к сопротивлению.
Остается надеяться, что в ходе этого тура Muse не обойдут стороной и Украину, доказав взыскательному вкусу наших любителей покритиковать, что «уже не те» — это не столько заключение, сколько отправная точка.