Stare Misto 2012?
Состоится ли фестиваль Stare Misto в 2012 году? За какую политику организации концертов стоит бороться? Зачем Stare Misto и Open.ua объединили усилия? Почему это важно для меломанов? На эти и другие вопросы отвечает Максим Васильев, директор по маркетингу компании «Перша приватна броварня»:
Год назад, зимой, ситуация с предстоящим фестивалем Stare Misto 2011 уже была более-менее ясна — с конкретными датами и примерным планом по артистам. На этот раз обстоятельства совершенно другие. Скорее всего, в этом году мы возьмем паузу по организации фестиваля.
Есть несколько факторов, которые объясняют такое решение.
Первый фактор — в Украине намечается «Евро-2012». Это большое событие — по масштабам, по ожиданию многих людей, по вниманию, которое ему уделяют СМИ. Но, кроме того, это еще и очень большое событие с точки зрения логистики.
В логистику можно включить все: привлечение больших компаний по техническому обеспечению, выкуп и продажа мест в гостиницах, изменение графика учебы студентов, необходимость отдать общежития под новоприбывших туристов.
В данной ситуации мы столкнулись со странной историей. Так сложилось, что мы — последний весенний и первый летний большой фестиваль В Украине. После этого следует много других событий, которые по-своему интересны, от «Арт-поля» до «Коктебеля». Эти события могут быть лучше, с большим финансированием, или с лучшей организацией, и они тоже создают культурную жизнь страны.
Причем жизнь незаангажированную — это не программа управления культуры, а то, что действительно интересно. В ряду этих событий мы себя видели не последними — да и видим на сегодняшний день, как марка, инициировавшая такое музыкальное движение, как фестиваль Stare Misto во Львове.
Но наше время — это как раз время стыка конца учебы и начала лета. Первое — это стадион, а стадионы, к сожалению, должны быть переданы для подготовки футбольных команд, в частности во Львове. В результате мы не можем там ничего провести. Не говоря о том, что львовский стадион просит баснословные деньги за аренду, это отдельная история.
Фактически мы три года проводили все на собственных ресурсах, не привлекая никаких сторонних фондов, финансирований. Есть частная пивоварня, так же есть и частная инициатива фестиваля, от которой мы не хотим отказываться, просто берем паузу. Заняты стадионы, заняты подрядчики по оборудованию, очень усложняется вопрос с билетами, переездами и так далее, то же самое с бронированием гостиниц — даже артистов негде будет поселить.
Очень большое количество молодых людей, в том числе наших потенциальных посетителей, будут задействованы как волонтеры, или как работающий персонал, обслуживающий всю эту махину «Евро».
Если переносить фестиваль на более ранние даты, например, на середину мая, то получится, что учащиеся еще не сдадут сессию, да и работающим будет сложнее вырваться.
Я говорю только об основных причинах. Есть еще локальные факторы. Например, финансовая ситуация в стране — западной Украине иногда даже наши билеты по 100 гривен могут показаться дорогими, если говорить об открытом массовом событии.
Еще одна ремарка. Есть логика у многих местных концертных агентств и их руководителей: на «Евро» приедет много туристов со своими деньгами, поэтому концерты скорее окупятся. Нам не интересно делать музыкальное событие для гостей «Евро». Мы делаем это для людей, живущих в Украине.
Мы проводили специальные подсчеты — есть ли смысл толкаться, бороться, нужно ли стараться любой ценой, со всеми увеличившимися рисками удержать это событие в 2012 году так же, как в прошлом. В итоге мы пришли к этому решению: взять паузу.
Это одна сторона медали. Теперь вторая. Мы всегда стремились создавать фестиваль для индивидуальностей — как для музыкантов, так и для посетителей. Не для людей, которые кричат «сегодня модно вот это, бежим все туда»; NME, Rolling Stone раскрутили группу, все ее послушали, а завтра группа пропала. Мы понимаем эту позицию, но нам всегда казалось, что за музыкальным и фестивальным движением может стоять что-то гораздо более серьезное. Люди могут иметь свою индивидуальность, но также уважать выбор других людей.
Мы, например, когда-то умудрились поставить на одной площадке «Сплин» и металлистов Korpiklaani. И это была логика — идея фестиваля разноплановой музыки.
Наш фестиваль не похож на попсовые кассовые выступления. Он, возможно, не сияет звездами первой величины, но каждый артист, который там выступает, является, прежде всего, индивидуальностью. Эти артисты не так раскручены, как группы, билеты на которых стоят от семисот гривен. К слову, фестиваль не ставит себе задачу зарабатывать коммерчески, хотя, опять же, это предприятие, которое хотелось бы в будущем сделать самоокупаемым без спонсорских денег.
Нам кажется, что мы создаем хороший микс из индивидуальных стилей, которые не особо пересекаются, но и не противоречат друг другу.
Например, люди, которые не слушают ска-панк, могли не слушать первых артистов и прийти попозже. Хотя, кстати, так получилось, что за три года было достаточно много интересных групп, выступавших на фестивале первыми и вторыми. Люди, которые приезжали только на хедлайнеров и пропускали первых выступающих, только по отчетам на music.open.ua или где-то еще могли узнать о том, как на самом деле было круто.
Но мы сталкиваемся с тем, что украинская финансовая ситуация не позволяет реализовывать качественные фестивальные проекты в полном масштабе.
Объясню. У серьезных артистов — серьезные гонорары. Чтобы привозить их, должен быть налажен постоянный концертный бизнес, как у многих агентств. Правильно посчитанный, серийный и стабильный, когда на одном концерте можно что-то потерять, на следующем заработать, потом в конце года посчитать, правильным был этот план или нет. Мы себе этого позволить не можем, и концертный бизнес разворачивать не планируем. Мы — торговая марка Stare Misto, инициировавшая фестиваль и выделявшая средства на его поддержку.
Количество артистов за вменяемые деньги, которые действительно индивидуальны и интересны, поверьте, очень ограничено. А если взять из них тех, кто готов приехать в Украину в нужную дату, найти дырку в графике, — оставшихся можно по пальцам пересчитать.
Итак, к главному. Мы хотим четко для себя определить, что будем делать в 2012 году без фестиваля, чтобы сохранить статус «события индивидуальностей» для артистов и зрителей, не превращаться в стилистическую кашу и все-таки создавать свой дополнительный шарм. Ведь с точки зрения маркетинга торговая марка Stare Misto как раз и соответствует этому понятию: индивидуальный выбор, индивидуальный характер.
Мы не опускаем руки, ничего подобного. В этом году мы задумали много интересных проектов совместно с Open.ua. Эти проекты будут подтверждать все наши ценности, которые фестиваль начал, и которые он же продолжит через какое-то время.
Фестивальное движение — лишь одно из возможных проявлений нашего внимания к аудитории.
На сегодняшний день, по нашей оценке, из всех украинских интернет-ресурсов, системно занимающихся современной международной музыкой и кинематографом, сайт Open.ua является топовым, и равных ему нет — с точки зрения системности, свежести обновляемой информации, широты покрываемых тем. Все, что мы видим на Open.ua, является актуальным, достаточно профессиональным и имеет свою индивидуальную точку зрения. Это те вещи, которые нам, как марке, близки.
Наша программа сотрудничества заключается не в том, чтобы просто повесить баннер или дать денег. Stare Misto и Open.ua — это два настроения и два хода мыслей, которые совпали между собой по логике развития. Что будет дальше? Мы договорились о ряде очень интересных вещей. Следите.
Последнее примечание. Наша позиция: билет на концерт в Киеве должен стоить не более 30 евро. Что делать с артистами, чей гонорар не позволяет ставить такие цены? Знаете, например, во Франции у тех же артистов гонорары оказываются более гуманными. Сложилась тенденция завышения расценок для Украины — и со стороны менеджеров артиста, и со стороны организаторов. От этого нужно избавляться. А остальное — только вопрос спроса среди аудитории. Хороший музыкальный вкус и ориентир на западные тенденции, так или иначе, остаются в меньшинстве. Но повышать спрос на качественную музыку — как раз одна из тех задач, которые Stare Misto и Open.ua поставили для себя в 2012 году.
Беседу вел Сергей Кейн