ALAN PARSONS PROJECT : Показали класс
"Крокус Сити Холл", не в пример своему брату по имени Экспо, - милейший модерновый зал, целиком и полностью заточенный под музыку. Сидячий зал с амфитеатром и балконом, широкая сцена с отличным обзором (от первых рядов музыканты совсем близко, да и из самых дальних никаких проблем с видимостью не наблюдается), приятный персонал, просторный гардероб - и, что главное, отличный звук.
Начало заявлено на шесть; кажется, что зрителей будут мариновать еще минимум час, но уже в 18.20 свет в зале гаснет. "Алан, заводи магнитофон!", кричит кто-то в зале. Публика весьма занятная – много людей от сорока до пятидесяти, но немало и молодежи. Особенно трогательно выглядят дети-хипстеры с родителями-меломанами. Парсонс – не Pink Floyd, это не музыка, лежащая на поверхности, поэтому случайных людей тут нет: все знают, куда и зачем пришли.
Концерт начинается с инструментальной "I Robot": это самая что ни на есть "трушная" электроника семидесятых, "музыка космоса". Именно ради таких треков я и шел слушать Алана. В банде Парсонса шесть человек; сам он скромно расположился в арьергарде, перед ним клавиши (Yamaha Motif XS8), но на них он играет относительно немного – в основном играет на гитаре и иногда поёт. В роли основного клавишника – Манни Фокараццо (Manny Focarazzo), серьезный седовласый дядька, обставленный батареей синтезаторов. Перед ним Roland XP80, Korg Triton, за спиной ноутбук, а по левую руку еще одна Yamaha Motif XS. Левый край сцены занимает ритм-секция, а спереди по центру - Алистер Грин (Alistair Green) с внешностью классической рок-звезды: гитара наперевес, усы, борода и хаер ниже плеч.
Шестой участник появляется только во втором треке. В начале прог-роковой "Dr Tarr" из-за кулис выбегает вокалист Пи-Джей Олсон (PJ Olson). На классического фронтмена он не похож, но залом управляет блестяще. Публика поначалу ведет себя чересчур сдержанно, аплодируя в паузах как на классическом концерте, но Парсонс и его команда явно хотят рок-н-ролла. Звук тиховат, но потрясающе чист, каждый инструмент слышно в деталях. Все-таки звук в клубах и в специально спланированных для музыкальных целей залах отличается разительно - это попросту разные лиги.
"Don’t Answer Me" – идеальный поп-хит для того, чтобы попеть всем залом, но респектабельная публика пока стесняется. Здесь Алан поёт сам и даже, бросив клавиши, выходит на передний край сцены. Алан грузноват, но излучает спокойное обаяние человека, который занимается любимым делом давно и с удовольствием. Следующий трек угадывается даже не по первой ноте, а по одной лишь морзянке, которая тихо попискивает на заднем плане. Мурашки по коже. Это "Lucifer", один из нескольких инструментальных шедевров, электронная классика. Манни играет основное соло на "Тритоне", клавиши звучат чуть тише, чем этого хотелось бы, но всё равно эффект колоссальный. Для звуков, похожих на терменвокс, Фокараццо переключается на XP-80 и тот, напротив, звучит жирно и громко. Ах! "Люцифер" тем временем мутирует в "Mammagamma" – это уже выстрел на поражение. Концертная версия по сравнению с записью звучит более быстро и энергично, к тому же акцент смещен с Манни на Парсонса, играющего то на гитаре, то на клавишах. Одна беда – мэшап длится каких-то жалких пять минут, а я готов слушать его весь концерт.
"Вы знаете песню под названием Time?", Парсонс впервые обращается к залу, "Можете спеть её вместе с нами?". Петь публика по-прежнему не готова, хотя и аплодирует как может. На фоне "Маммагаммы" "Time" звучит как-то уж чересчур попсово, но, к счастью, Парсонс снова меняет тему. "Сейчас мы сыграем песню с нашего последнего студийного альбома A Valid Path". С расстояния в шесть лет, которые прошли с выхода пластинки, "A Valid Path", в записи которого отметились Shpongle, Uberzone и Crystal Method, местами звучит старомодно – ничто так не противоречит текущим реалиям, как актуальная музыка пятилетней давности. Изданную на этом альбоме "Mammagamma 2004" иначе как кошмаром не назовешь, но "We Play The Game" - песня отличная. Синтезаторное арпеджио задает нервный пульс, а ударник выстукивает брейкбитовые ритмы.
В "I Wouldn't Wanna Be Like You" гитаристу доверяется ведущая вокальная партия, а басисту – длинное соло с квакушкой. А дальше – абсолютно новая вещь "All Our Yesterdays", после исполнения которой Парсонс снова произносит спич: "Эта песня была написана специально для документального фильма The Art And Science Of Sound, в котором мы поучаствовали". Публика потихоньку просыпается. Поп-балладу "Don't Let It Show" уже встречают не только аплодисментами, но и криками, а во время "Damned If I Do" (в таких вещах особенно хорошо слышно, откуда растут ноги у групп типа A Mountain of One) перед сценой один из зрителей устраивает танцевальное фрик-шоу. Охрана некоторое время взирает на него с недоумением, после чего решает безобразие прекратить и выводит танцора из зала. Олсон, которому явно некомфортно петь перед неподвижным залом, сначала руками показывает охране "не надо, оставьте его в покое!", а во время проигрыша сигает в зал и бежит спасать невинно осуждённого. Выполнив миссию, Олсон уже под бурные овации возвращается на сцену. "Ну, а вы чего? Вставайте, нечего сидеть!",- показывает он зрителям жестами. Первая группа с облегчением вскакивает с мест и идёт плясать в проход.
Но вместо плясовых треков группа целиком играет вторую сторону альбома "Turn of a Friendly Card", а затем – "Prime Time", бенефис клавишника, которому дают времени и пространства на длинное джазовое соло. Главные хиты берегли до конца, однако хронометраж концерта уже приближается к полутора часам. Пора. С первыми же нотами бросаюсь к сцене – это "Sirius", под такое усидеть на месте невозможно физически. Снова торжествует old-fashioned электроника. Чёрт, ну почему инструментальные хиты Парсонса такие короткие? Буквально пара минут, и "Сириус" превращается в "Eye In The Sky". Тут уж консервативный зал наконец-то встаёт на ноги и принимается подпевать. Кто-то из зрителей в первых рядах машет странным круглым предметом – похоже, это даже не винил, а самый настоящий LD, лазерный видео-диск, предшественник нынешних DVD. С добродушного лица гитариста не сходит улыбка, да и сдержанный Парсонс, похоже, доволен. Раскачали.
На этом, собственно всё,- но народ только поднялся, так вот взять и отпустить группу домой было бы глупо. Благо, музыканты очень охотно возвращаются на бис. Счастливый Грин, прежде чем снова взяться за гитару, фотографирует зал "мыльницей". Тут бы дать жару, но вместо этого – еще одна сентиментальная баллада."Old And Wise". С этой стороной творчества мистера Парсонса я почему-то никак не могу смириться, ну совершенно не слушаются эти "сопли" в компании "Сириуса" и прог-роковых сюит с пятиминутными проигрышами. К счастью, это не конец. В качестве контрольного выстрела в голову нам играют энергичную "Games People Play".
Глядя на Алана Парсонса, понимаешь, чего так не хватает многим современным артистам – мастерства. Перформанс, харизма, композиторские таланты - все это сейчас не редкость. А вот таких супер-профи, которые годами играют музыку, явно получая от этого удовольствие – единицы. И радостно, что Парсонс дожил в добром здравии до того момента, когда арт-рок наконец перестал считаться среди меломанов моветоном, а его идеи подхватило и взяло на вооружение новое поколение. Ужасно хочется лет через двадцать-тридцать сходить на концерт Шнаусса (Ulrich Schnauss), Линдстрема (Lindstrom) или группы Studio и сравнить с тем, что когда-то показывал нам Парсонс.