22 Декабря 2024 Воскресенье
 
Музыкальные новости

Впечатления о фестивале Be Prog! My Friend...

12.07.2016
 

В столице Каталонии Барселоне 1-2 июля в третий раз состоялся фестиваль Be Prog! My Friend. Местом проведения, как и раньше, стала Испанская деревня - архитектурный комплекс-музей, построенный в 1929 году к Олимпиаде. Любители фильмов с Джеки Чаном должны помнить главную площадь комплекса по фильму «Закусочная на колёсах», именно там главные герои занимались торговлей.

Если говорить о фестивале Be Prog! My Friend в целом, то можно отметить как положительные, так и негативные моменты. Небольшая стоимость (98 евро за два дня) и множество топовых групп в лайн-апе омрачалась не всегда хорошим звуком со сцены, особенно в первый день фестиваля. К хедлайнерам второго дня уже всё более-менее отстроили, но осадок все равно остался. Вместе с этим, можно порадоваться адекватности публики – испанцы принимали всех артистов на ура, хором пели песни и от души отрывались. Как показалось, площадь Испанской деревни вмещает 2-3 тысячи человек, но давки не было, и можно было спокойно пройти под сцену даже на хедлайнерах. При этом среди зрителей можно было спокойно встретить артистов, например, Agent Fresco или Iamthemorning, что создавало какую-то семейную атмосферу. Что касается частной охраны – всё было очень хорошо как на входе (не было дикого «шмона»), так и на территории, но почему-то пришлось отстоять получасовую очередь на вход в оба дня фестиваля. С безбарьерной средой для инвалидов и туалетами всё было прекрасно, но это уже привычно для европейских фестивалей.

 

 

На этот раз организаторы решили, что группы будут выступать на одной сцене, с перерывом в полчаса-час между выступлениями. В прошлые годы второй сценой служила каменная беседка, на этот раз в ней расположилась точка с мерчем. Помимо уцененных прошлогодних маек и сумок можно было купить фестивальную атрибутику этого года – майки (20 евро), плакаты (10 евро) и кепки (15 евро). С мерчем выступающих исполнителей всё было вполне неплохо, однако он появлялся «волнами» - вечером можно было купить то, чего днем ещё не было. Стоимость маек варьировалась от 20 до 30 евро, CD и пластинки стоили от 15 до 30 евро.

 

 

На территории площади работало множество точек с напитками и едой, в том числе и вегетарианской. В некоторых ларьках можно было расплатиться наличными, но большинство работало только с местной «валютой» - разноцветными купонами. Литр пива или «летнего вина» (газированный спритц - вино со спрайтом) стоил не бюджетно, 8 евро, а бокал 0,33 – 3 евро, прохладительные напитки и вода в 1,5-2 раза дешевле. Впрочем, воду можно было пронести с собой в бутылках без пробок, на еду охрана тоже особо не реагировала. 5 евро стоил Communion Pale Ale, пиво группы Opeth, выпущенное в честь последнего альбома Pale Communion. Эль разобрали за первые два-три часа фестиваля, поэтому группа могла даже не выступать, а просто привезти машину такого пива и заработала бы больше, чем на концерте.

За несколько дней до фестиваля организаторы опубликовали расписание автограф-сессий, которые обычно проходили между выступлениями групп. Всё было очень цивилизованно, одного охранника хватало, чтобы просто контролировать равномерный поток людей, подходящих к артистам.

 

 

В первый день фестиваля выступали испанские пост-рокеры EXXASENS и пост-металлисты OBSIDIAN KINGDOM, россияне iamthemorning, исландцы Agent Fresco и хедлайнеры The Pineapple Thief.

Первые две группы оставили вполне приятное впечатление. EXXASENS не стыдно поставить в суппорт к каким-нибудь God is an astronaut, а OBSIDIAN KINGDOM подошли бы тем же Opeth.

 

 

 

Почему-то больше всего людей 1 июля пришло на iamthemorning. Марьяна шутила, кокетничала с публикой, выговаривая заученные испанские фразы («Я выполнила домашнее задание и выучила…»), народ смеялся и был явно доволен. Что касается музыкальной составляющей, то не очень понятно, что группа делает на таком фестивале, так как их музыка достаточно скучноватая и камерная, и совсем «непроговая».

 

 

Самым светлым моментом дня и одним из лучших выступлений фестиваля стал эмоциональный и взрывной концерт исландской группы Agent Fresco. Возьмите пост-хардкор у At the drive-in, мат-метал у Meshuggah, прог-рок у ранних dredg, и дополните вокалом, похожим на Мортена Харкетта из A-ha – и вы получите Agent Fresco. Солисту Arnуr Dan, перенесшему за неделю до этого воспаление легких, доктор запретил лететь в Барселону, и если бы он послушался, то фестиваль лишился бы яркого и незабываемого выступления. Вокалист носился по сцене как ошпаренный, делал спринт-забеги из одного угла сцены в другой, в один из моментов просто перелез через ограждение, и, не прекращая петь, ворвался в первые ряды слушателей, которые уже хором ему подпевали. По энергетике это напомнило скорее хардкор-гиг, чем академические прог-лайвы, и осталось ощущение, что живьем группа звучит лучше, чем на альбомах.

 

 

После концерта удалось пообщаться с Arnór Dan, оказался очень приятным и простым в общении парнем. Музыкант был очень удивлен, что кто-то добрался из Беларуси посмотреть на их выступление.

 

 

Закрытием первого дня фестиваля стал концерт британцев The Pineapple Thief, которые после Agent Fresco смотрелись откровенно блекло. Меланхоличный рок в ключе ранних Radiohead и Porcupine tree не внёс какой-либо «прогрессивности» в фестиваль прогрессивной музыки – конструкциями «куплет-припев-куплет-припев-соло-припев» вряд ли кого-то можно удивить, особенно на фоне абсолютного отсутствия хитовости песен. Большое разочарование.

 

 

Второй день Be Prog! My Friend открывал The Gentle Storm, новый проект Аннеке ван Гирсберген, экс-солистки The Gathering. Несмотря на палящее солнце и 30-градусную жару, Аннеке вместе с приглашенной второй солисткой выкладывались по полной программе. Однако это не спасло выступление группы – средней руки прог-пауэр метал может быть интересен только упертым фанатам жанра, а на сцене всё это пафосное действо выглядело просто смехотворно.

 

 

Выступление Between The Buried & Me нуждалось в некоторой интимности, которой не хватало концерту - возможно, лучше было бы посмотреть их в небольшом клубе. Музыка техничная и сложная для восприятия, особенно под лучами солнца и с не самым лучшим звуком. Ребята сыграли несколько песен с двух последних альбомов, Informal Gluttony c потрясающего альбома Colors и закончили часовое выступление великолепной Selkies: The Endless Obsession, завершающее соло от Пола Ваггонера в которой вызвало заслуженную бурю аплодисментов.

 

 

 

Ветераны прога, французы Magma устроили настоящий джазовый джем, часовой сет состоял всего из трех песен, причем первая длилась минут сорок – менялись и вступали инструменты и солисты, и за это время зрители услышали соло на барабанах, цимбалах и гитаре. Фанаты были не очень довольны достаточно коротким выступлением без биса, остальные отдыхали в тени перед выступлением хедлайнеров.

 

 

Opeth выдали абсолютно идеальное выступление, несмотря на то, что фронтмен Микаэль Окерфельдт жаловался на восьмимесячный перерыв в концертной деятельности. Судя по количеству людей в майках с логотипами группы, хедлайнерами были именно шведы. Микаэль между песнями устроил стенд-ап шоу, шутил с непроницаемым лицом («Хочешь удовлетворить фана Opeth? Сыграй old shit», «Вам кажется я веду себя как дива? На 26-м году существования группы могу себе позволить. Но знаете кто настоящая дива? Стивен Уилсон»). Публика не отставала и в один момент начала скандировать «Miguelito! Miguelito!», что можно вольно перевести как «Мишаня! Мишаня!». Микаэль не обиделся, и рассказал историю, как басист Мартин Мендез и экс-барабанщик группы Мартин Лопез постоянно болтали на испанском. «- О чем же,Мендез, вы говорите? – Да о том, что ты fat fuck.» Пауза. «Ну с тех пор я похудел.».

 

 

Двухчасовой сетлист действительно был «фанатский» - группа сыграла песни практически со всех альбомов (кроме первых двух). Новые песни звучали неожиданно тяжело, старые песни звучали как родные – публика подпевала не только Микаэлю, но и гитарным риффам. Закончив зубодробительным дублем The Grand Conjuration и Deliverance, группа не оставила сомнений, кто сейчас на мировой вершине прога.

 

 

Стивен Уилсон, худощавый очкарик с гранжевой прической и манерными артистичными движениями выбил каждого, находящегося на площади, из колеи, заставил забыть обо всем и погрузиться в мир музыканта. Казалось, после идеального выступления Opeth сложно выдать что-то сверх этого, но у Уилсона получилось. Потрясающе слаженные музыканты, невероятные свет, звук и видеоинсталляции, и, конечно, сам Стивен – два часа стопроцентного удовольствия.

 

 

Большинство песен было с последнего альбома Hand. Cannot. Erase. и 4 Ѕ (EP), прозвучали и четыре трека Porcupine tree, в том числе Lazarus с посвящением Дэвиду Боуи («Странным образом я написал эту песню про парня Дэвида, и у Дэвида Боуи есть песня Lazarus») и The Sound of Muzak («Я нечасто пишу цепляющие припевы, но тут именно такой, так что можно спеть его вместе»). Стивен дирижировал публикой и музыкантами, жестикулировал ноты, играл на нескольких инструментах, но, при всем своем перфекционизме, не создавал впечатления машины, концерт действительно доставлял ему удовольствие, и все вещи он играл гораздо интереснее, чем на альбомах. В один из моментов концерта показалось, что сбудется мечта многих, и на сцену выйдет Микаэль из Opeth (у музыкантов есть общий сайд-проект Storm Corrosion), Стивен даже позвал его из-за сцены, но Miguelito, похоже, уже вовсю пил пиво, и так и не вышел. Закончился концерт волшебным исполнением The Raven That Refused to Sing, вроде бы совсем не концертной песни, но прог-гуру Стивен Уилсон и тут превратил всё в золото – очень эмоциональное и красивое завершение. Без сомнения, лучший концерт фестиваля.

 

 

На этом можно было бы и завершить, но организаторы решили поставить точку почти в 2 ночи, и на сцене появились голландцы Textures. Самые стойкие зрители смогли послэмиться и потрясти головой а солист очень неплохо заводил публику. Последние альбомы мат-металлистов не вызывают особо воодушевления, звук облегчился и стало много чистого вокала. Но народ с удовольствием подпевал и прыгал даже под последние «хиты». Впрочем, в целом Textures очень неплохо выступили, если учесть время концерта и после каких грандов им пришлось завершать фестиваль.

 

 

Несомненно, Be Prog! My Friend интересное событие для любителей прога, и видно, что фестиваль развивается. Вполне возможно, из этого получится нечто большее, а не только местячковый ивент. В любом случае, фестиваль вернется в следующем году.

 

 

Автор: Шаридода Юрий

Фото: официальная группа Be Prog! My Friend (Arбnzazu Peyrotau, Dave Kilminster), автора. 

 
Комментарии Комментировать
 
Комментировать